В чём видят учителя причины неудач Митрофана в учении? (по комедии Фонвизина «Недоросль»)


В истории России эпоха Просвещения (вторая половина 18 века) стала временем бурного расцвета науки. Екатерина Великая способствовала появлению первых университетов, библиотек, казенных школ, театров. Внедрялись новые знания, чувствовалось стремление ликвидировать отсталость страны по сравнению с западными странами. Новое часто встречали с недоверием. Литераторы представили читающей публике произведения острого общественного характера, где боролись с противниками нового подхода к образованию. Одним из них была комедия Фонвизина «Недоросль», законченная драматургом в 1782 году. В ней автор поднимает проблему образования и воспитания дворянской молодежи.

В государстве действовал указ, требующий от дворянских детей обязательного обучения для подготовки к службе. Учиться разрешалось и на дому. На примере семьи Простаковых Фонвизин показал конфликт прогрессивно настроенных дворян с крепостниками, по-разному относящихся к воспитанию и образованию.

Действие происходит в доме помещиков Простаковых, довольно зажиточных дворян. У них есть сын – недоросль, еще не достигший совершеннолетия. Митрофану почти 16 лет. Четвертый год его обучают нанятые в городе учителя. Сами они нигде не учились. Цыфиркин двадцать лет был солдатом, но учит Митрофанушку математике. Учителем словесности у недоросля дьячок Кутейкин, которого «от всякого учения» уволили. Он об этом говорит: «Ходил до риторики, да … назад воротился». В угоду моде нашли высоко оплачиваемого иностранца для преподавания истории и других наук. Вральман служил кучером у Стародума, и сам истории никогда не учился. У таких учителей Митрофанушка за это время мало что перенял.

Основная причина таких результатов заключается в неспособности Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана заинтересовать воспитанника и передать хотя бы самые азы наук. «Третий год над ломаными» бьется Пафнутьич Цыфиркин, а Сидорыч Кутейкин, «живота не жалея», долбит часослов, но «что-то плохо клеятся». Дело тут вот в чем, считает Цыфиркин: «человек на человека не приходится». Митрофанушка не только ленивый, но и глупый от природы.


Учителя находят и другие помехи в обучении. У недоросля нет желания узнавать что-то новое, а матушка потакает сыночку во всем. Она с гордостью заявляет, что ее сынок «быстро вперед шагать не любит». А зады (изученное ранее) он тоже помнит плохо. Вот и вздыхает Кутейкин, что «дал бог ученичка, боярского сынка».

Нет единства и среди «учителей». Они ссорятся и даже организовали потасовку. Вральмана «коллеги» обвиняют в том, что он «праздно» ест господский хлеб, другим ничего делать не дает. Немец Митрофану с матушкой постоянно говорит, что он «тертый калач», хорошо знает большой свет. Он видел в свете, как без российской грамматики и «арихметики» дворяне «аванзировали» (продвигались по службе). Выберет себе в свете компанию и сынок госпожи: Вральман убеждает невежд, что есть «миллионы и миллионы» таких, как Митрофанушка.

Правдин, государственный представитель и сторонник новых взглядов на образование, прекращает это «злонравие» и отправляет недоросля Митрофана Простакова на службу. Может быть, военная дисциплина и окружение сделают из него человека.

Комедия вызывает не только смех, но и грустные размышления над судьбами героев. Может быть, и это имел в виду В.Г. Белинский, когда воздавал «честь и славу уму и таланту Фонвизина». Драматург точно угадал, о чем нужно писать в его время.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какие социальные и нравственные проблемы поставлены в комедии Фонвизина «Недоросль»?
  • Как относятся к любви и созданию семьи отрицательные персонажи комедии Фонвизина «Недоросль» (Простакова, Скотинин, Митрофан)?
  • Как относятся к любви и созданию семьи положительные персонажи комедии Фонвизина «Недоросль» (Софья, Милон, Правдин, Стародум)?
  • Какую роль играют в комедии Фонвизина «Недоросль» образы учителей?