Какую роль играют в комедии Фонвизина «Недоросль» образы учителей?
В 18 веке дворянские дети часто получали начальное образование не в учебных классах, а дома. Каким оно было, зависело от главы семьи, а также от возможности приглашать для работы действительно образованных гувернеров и учителей. В своей комедии «Недоросль» Фонвизин осудил невежество и жестокость помещиков, от которых страдают их собственные дети.
Простакова, одна из таких хозяек небогатого имения, гордится тем, что уже четыре года ее сын учится грамоте. Кутейкин занимается с ним русским и церковнославянским языком, но часослов ученик пока не освоил. Дьячок местной церкви когда-то был семинаристом, но бросил это занятие: «убоялся бездны премудрости». Чему может научить плохо образованный наставник глупого и ленивого недоросля? Результат Кутейкин определил так: «кроме задов новой строки не разберет». Приходит из города и Цыфиркин, отставной сержант, чтобы учить сына Простаковых «арихметике». Бьется третий год, а недоросль один да один сложить не может, «трех перечесть не умеет». В учителе истории Стародум узнал своего бывшего кучера. Вральман со своим учеником любит слушать истории, которые им рассказывает крепостная.
Такими необразованными и несуразными учителями Фонвизин пытался привлечь внимание властей и общества к проблеме образования в государстве. Их образы помогли драматургу Фонвизину осуществить свой замысел – изобразить в комедии ужасы невежества «старых дворян». Это не значит, что все наставники были такими, но такое явление в помещичьих семьях встречалось сплошь и рядом. Учился Митрофанушка «для виду», именно так относиться к урокам уговаривает его матушка. Она сама грамоты не знает, читать не умеет. А некоторые дворяне вообще не нанимали учителей, а приставляли к детям крепостных. Невежество самих родителей способствовало тому, что дети не получали должного воспитания и необходимых знаний. Передовые люди боролись за образованность нового поколения дворян в России. Только такие люди могут принести пользу Отечеству.
Дядюшка Софьи считает, что «просвещение возвышает … добродетельную душу». Он услышал об учителях в доме Простаковых и видел «наперед, какому грамотею быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина». А про немца и говорить нечего. Автору не нравится следование моде – приглашать иностранцев в качестве учителей, он ввел в действие пьесы яркий образ. Бывший кучер Вральман, немец, сам ничему не учит, а другим не дает: недоросль «лишь указку в персты, басурман в глаза». Кутейкин и Цыфиркин даже «путем накостыляли» Вральману: один часословом по голове, а другой грифельной доской.
Вот такую картину воспитания и обучения молодого дворянина увидел Правдин, служащий наместничества. В каждой губернии это учреждение следило за соблюдением правительственных указов на местах и пресекало беззаконие и своеволие помещиков. Этот честный и безупречный чиновник положит конец злонравию в поместье Простаковых. Стародум резко обличает нравы придворного дворянства. Среди них есть и умные люди, но «прямую цену уму дает благонравие». А без него, по мнению Стародума, умный человек – чудовище.
Положительные герои высказываниями своих взглядов на воспитание и образование еще резче высвечивают пороки не только безграмотных «учителей», но и господ Простаковых и Скотининых.