Волшебство в «Сказке о царе Салтане...» Пушкина


В «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина наблюдается большое количество волшебства и чуда. Если понятия «волшебство» и «чудо» разграничить, то под волшебством можно понимать фантастические действия, которые происходят по воле какого-то персонажа.

Волшебство тесно связано с образом Царевны-лебедь. Именно с ее помощью происходят различные волшебные явления.

Царевна-Лебедь делает так, что за одну ночь на острове, на котором оказались мать и сын, появился огромный город, в котором уже живут люди: «Вот открыл царевич очи; // Отрясая грезы ночи // И дивясь, перед собой // Видит город он большой, // Стены с частыми зубцами, // И за белыми стенами // Блещут маковки церквей // И святых монастырей».

Царевна-лебедь первый раз помогает князю Гвидону: на острове Буяне появляется та самая поющая песенки и грызущая золотые с изумрудными ядрами орешки белка, о которой говорят люди. О том, что появление белки связано с волшебством Царевны-лебедь, говорят следующие слова героини: «Свет о белке правду бает; // Это чудо знаю я; // Полно, князь, душа моя, // Не печалься; рада службу // Оказать тебе я в дружбу».

Царевна-лебедь второй раз помогает князю Гвидону: на защиту острова Буяна приходят те самые появляющиеся из моря тридцать три богатыря под предводительством дядьки Черномора, о которых говорят люди. О том, что появление тридцати трех богатырей под предводительством дядьки Черномора связано с волшебством Царевны-лебедь, говорят следующие слова героини: «Вот что, князь, тебя смущает? // Не тужи, душа моя, // Это чудо знаю я. // Эти витязи морские // Мне ведь братья все родные. // Не печалься же, ступай, // В гости братцев поджидай».


Царевна-лебедь третий раз помогает князю Гвидону: она превращается в ту самую прекрасную царевну со звездой во лбе, о которой говорят люди и на которой захотел жениться князь Гвидон. А.С. Пушкин подробно описывает процесс превращения героини: «Тут она, взмахнув крылами, // Полетела над волнами // И на берег с высоты // Опустилася в кусты, // Встрепенулась, отряхнулась // И царевной обернулась: <…>».

Волшебством является также то, что Царевна-лебедь помогала князю Гвидону видеться с отцом. В первый раз героиня превратила князя Гвидона в комара, во второй раз – в муху, в третий раз – в шмеля. Так описан процесс волшебного превращения князя Гвидона: «И крылами замахала, // Воду с шумом расплескала // И обрызгала его // С головы до ног всего».

Во многом встреча князя Гвидона и Царицы с царем Салтаном становится результатом волшебства Царевны-лебедь. А.С. Пушкин показывает, что волшебство происходит только во благо положительных персонажей.

К волшебным элементам относится и цифра 3. Сказке А.С. Пушкина свойственна троекратность: 3 девицы под окном, 3 волшебства Царевны-лебедь по просьбе князя Гвидона, 3 превращения князя Гвидона в насекомых, 3 героини, подговаривающие царя Салтана и др.

Наличие в повествовании волшебства связано с жанровой спецификой произведения А.С. Пушкина. Наличие волшебства является одним из характерных признаков волшебной сказки.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ «Сказки о царе Салтане...» Пушкина
  • Фразеологизмы в «Сказке о царе Салтане...» Пушкина
  • Изображение природы в «Сказке о царе Салтане...» Пушкина
  • Отзыв о «Сказке о царе Салтане...» Пушкина