о

Сочинение «Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»?»



Сочинение «Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»?»


Вариант 1


Под «нравственным законом» можно понимать следование положительным моральным установкам и нормам, общепринятым в обществе. «Нравственный закон» предполагает соблюдение двух основных важных правил: делать добро и не делать зла. Человек, следующий «нравственному закону», доброжелателен по отношению к окружающим людям, в общении с ними он проявляет сопереживание, сочувствие и сострадание, выражает готовность помочь. Примечательно, что «нравственный закон» не всегда соответствует закону с юридической точки зрения. То, что по юридическому закону может быть противоправным, нередко поддерживается «нравственным законом», демонстрируя человечность.

Более конкретно рассмотреть понятие «нравственного закона» можно, обратившись к некоторым художественным произведениям отечественных писателей.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» показано столкновение юридического закона и «нравственного закона». За свою позицию, заключенную в словах «всякая власть является насилием над людьми», Иешуа Га-Ноцри оказывается арестованным. Понтий Пилат понимает, что по закону он должен наказать человека, оскорблявшего государя и его власть, однако он все равно терзается внутренними сомнениями. Прокуратор Иудеи интересуется убеждениями Иешуа Га-Ноцри, лично он сам не чувствует вины бродяги-философа, ему нравится общение с ним. Но Понтий Пилат принимает решение согласно юридическому закону: он подписывает Иешуа Га-Ноцри смертный приговор. Если бы Понтий Пилат следовал «нравственному закону», он бы сделал все возможное, чтобы освободить Иешуа Га-Ноцри от обвинений, даже если для этого пришлось бы пожертвовать собственной карьерой прокуратора Иудеи. То, что Понтий Пилат жалеет о своем решении и винит себя за трусость, говорит о том, что не всегда юридический закон справедлив и человечен.

Проблема «нравственного закона» находит отражение и в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк». Поймав в лесу мужика, срубившего дерево, лесник по прозвищу Бирюк по должностному долгу обязан был наказать преступника, однако герой поступает согласно «нравственному закону». Бирюк, не понаслышке знающий, что такое тяжелая крестьянская жизнь, понимает, что мужик пошел на такой поступок не просто так, а из голода и желания хотя бы как-то обеспечить свою семью. Бирюк, понимая причину преступного поступка, проявляет жалость по отношению к вору и отпускает его вместе с лошадью, задумываясь не только о судьбе мужика, но и о жизни его жены и детей, которые в случае противоположного решения Бирюка остались бы без кормильца. Читатель, понимая, к каким последствиям привело бы решение лесника наказать мужика, может прийти к выводу о том, что в некоторых случаях «нравственный закон» больше связан с человечностью, чем закон юридический.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что «нравственный закон», нередко отличающийся от юридического закона, предполагает гуманное отношение к окружающим людям, даже если те совершают плохие поступки и преступления.


Вариант 2


Нравственный закон – это внутренний кодекс, который регулирует поведение человека в обществе, опираясь на представления о добре и зле, справедливости, чести и долге. Этот не написанный закон является основой для морального выбора и поступков, которые не всегда укладываются в рамки законодательства, но служат важным ориентиром для человеческих отношений.

В художественной литературе нравственный закон часто становится ключевым моментом, вокруг которого разворачивается драма персонажей. Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», главный герой Родион Раскольников преступает общепризнанные моральные и юридические законы, убивая старушку-процентщицу. Однако внутренняя моральная агония, которую он переживает после содеянного, показывает глубокий конфликт между его действиями и нравственным законом, который он нарушил. Раскольников ищет оправданий своему поступку, но внутренний голос совести не дает ему покоя, ведя к итоговому осознанию своей вины и исканию искупления.

Исторический пример нравственного закона можно увидеть в деяниях Махатмы Ганди, который, опираясь на принципы ахимсы (ненасилия) и сатьяграхи (настойчивости в истине), смог мобилизовать народ Индии к ненасильственной борьбе за независимость от британского колониального правления. Ганди говорил: «Сила не проистекает из физической мощи. Она проистекает из непоколебимой воли». Этот пример показывает, как нравственные убеждения могут преобразовывать общество и вести к значимым историческим изменениям.

В словах известного политического деятеля Мартина Лютера Кинга: «Нравственная дуга Вселенной длинна, но она склоняется к справедливости», – отражается вера в то, что хотя путь к справедливости может быть долгим и трудным, нравственные законы Вселенной в итоге приведут к справедливому исходу.

Нравственный закон, таким образом, является невидимым фундаментом, на котором строятся межличностные отношения и общественный порядок. Он служит напоминанием о том, что за каждым выбором и поступком стоит моральная ответственность. Важно помнить, что соблюдение нравственных законов начинается с собственной совести и выбора каждого человека следовать пути добра и справедливости, даже когда это требует личных жертв и трудностей.


Вариант 3


Нравственный закон – это система моральных принципов и норм, регулирующая взаимоотношения между людьми на основе идеалов добра, справедливости, чести и сострадания. Этот закон не записан в юридических кодексах, но глубоко укоренён в сознании каждого человека, служа руководством к действию в различных жизненных ситуациях.

Примером влияния нравственного закона на действия и решения в художественной литературе может служить повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц". В ней рассказывается о путешественнике, который встречает маленького принца с другой планеты. Принц делится своими размышлениями и встречами с разными персонажами, которые символизируют различные человеческие пороки и добродетели. Центральной темой произведения является идея ответственности – «Ты навсегда ответствен за тех, кого приручил». Это выражение подчеркивает важность нравственного закона в отношениях между людьми, основанных на заботе, преданности и ответственности.

В историческом контексте нравственный закон находит отражение в деятельности таких персонажей, как Нельсон Мандела. Его борьба против апартеида в Южной Африке, основанная на принципах равенства и ненасилия, демонстрирует мощь нравственных убеждений в противостоянии социальной несправедливости. Мандела говорил: «Я учился, что смелость не отсутствие страха, а триумф над ним. Смелый человек не тот, кто не чувствует страх, а тот, кто побеждает этот страх». Эти слова подчеркивают важность морального мужества в защите справедливости и равенства.

В словах Альберта Эйнштейна также нашлось отражение нравственного закона: «Ценность человека должна определяться не по тому, что он дает самому себе, а по тому, что он дает другим». Это утверждение подчеркивает, что нравственный закон превыше личных интересов и подразумевает альтруизм и заботу о благополучии других.

Нравственный закон играет ключевую роль в формировании человеческих ценностей и общественных отношений. Он представляет собой внутреннюю силу, побуждающую людей к действиям во благо общества и поддержанию моральных принципов в повседневной жизни. Независимо от времени и культурных различий, нравственный закон остается вечным и универсальным руководством к добродетели и справедливости.


Вариант 4


Нравственный закон представляет собой нечто большее, чем просто совокупность правил или предписаний. Это глубоко укорененная в человеческом сознании система ценностей и принципов, которая направляет нас к поступкам, основанным на добродетели, справедливости и человечности. Этот закон не имеет формального выражения и не закреплен в юридических документах, но его влияние ощутимо в каждом акте выбора и решения.

Один из ярких примеров воздействия нравственного закона на человеческие действия находит отражение в произведении Льва Толстого "Война и мир". Персонаж князя Андрея Болконского, испытавшего глубокую внутреннюю трансформацию после тяжелого ранения на поле боя, сталкивается с вопросами смысла жизни и своего места в ней. Его размышления и поступки, особенно в контексте отношений с другими персонажами, такими как Пьер Безухов и Наташа Ростова, демонстрируют поиск и следование нравственному закону, который превосходит личные амбиции и стремления.

Исторический пример воплощения нравственного закона можно увидеть в жизни и деятельности Софии Перовской, революционерки, которая выступала против несправедливости и деспотизма царского режима в России XIX века. Ее самоотверженность и верность идеалам свободы и равенства, даже ценой собственной жизни, подчеркивают мощь нравственных убеждений в борьбе за справедливое общество.

Высказывание Элеоноры Рузвельт: "Справедливость не может быть для одного человека и отказана другому", подчеркивает универсальность нравственного закона. Эта мысль напоминает о том, что нравственные принципы должны быть одинаковыми для всех, без исключения, и что каждое действие или решение должно рассматриваться через призму справедливости и равенства.

Таким образом, нравственный закон выступает в качестве внутреннего компаса, направляющего человека по пути добра и справедливости. Он требует от нас постоянного самосовершенствования, самокритики и готовности к самопожертвованию ради высших идеалов. Следуя этому закону, мы не только обогащаем свою личную жизнь, но и вносим вклад в развитие более гармоничного и справедливого общества.


Вариант 5


Понятие "нравственного закона" играет важную роль в формировании и поддержании порядка в обществе. Это основа моральных норм и ценностей, которые регулируют поведение людей и определяют, что считается правильным или неправильным. Нравственный закон выражает коллективное сознание общества и основывается на уважении к человеческому достоинству, справедливости и сострадании.

Понятие нравственного закона находит отражение в художественной литературе, истории и высказываниях различных мыслителей. В романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" главный герой, Раскольников, сталкивается с внутренним конфликтом между нравственным законом и своими собственными желаниями. Его внутренние мучения и попытки оправдать собственные действия подчеркивают важность соблюдения нравственных норм.

В истории человечества также присутствуют яркие примеры борьбы за нравственные принципы. Мартин Лютер Кинг-младший выступал за гражданские права и непримиримо боролся с расовой дискриминацией, опираясь на высокие идеалы справедливости и равенства перед законом. Его слова о том, что "справедливость течет как вода, и правосудие как беспредельный поток", подчеркивают важность нравственных принципов в обществе.

Нравственный закон не ограничивается лишь внешними нормами и законами, но также имеет внутреннее измерение, связанное с совестью и этическими убеждениями каждого человека. Выдающийся американский философ Ральф Уолдо Эмерсон говорил: "Нравственный закон - это внутренний голос справедливости, который говорит нам, что делать правильно, даже когда никто не видит".

Однако, понятие нравственного закона может варьироваться в зависимости от культурных, религиозных и социальных контекстов. То, что одно общество считает неприемлемым, в другом может быть вполне допустимым. Но несмотря на эти различия, идея о защите человеческого достоинства и соблюдении основных моральных принципов остается универсальной.

В итоге, нравственный закон представляет собой основу справедливого и гармоничного общества. Он наполняет нашу жизнь смыслом и помогает нам принимать мудрые решения, основанные на принципах добра и справедливости. Соблюдение нравственных принципов не только укрепляет наши межличностные отношения, но и способствует нашему собственному внутреннему развитию и гармонии.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
  • Что может привести человека к бесчестному поступку?
  • Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
  • Какими качествами должен обладать человек чести?
  • Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?