«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» - темы итогового сочинения

Готовые итоговые сочинения (примерный список) по разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»


1. Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?

2. Когда нужно сдерживать душевные порывы?

3. Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?

4. Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?

5. Какие чувства могут быть неподвластны разуму?

6. Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?

7. Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?

8. Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?

9. Когда разум и чувство борются в человеке?

10. Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?

11. Когда возникает выбор между честью и бесчестием?

12. Как можно выйти с честью из трудной ситуации?

13. Согласны ли Вы с утверждением писателя Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?

14. Как разум и чувства влияют на поступки человека?

15. Над какими чувствами разум может быть не властен?

16. Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

17. «Досадно мне, коль слово «честь» забыто…» - В.С. Высоцкий

18. Почему человеку важно не запятнать свою честь?

19. Какой поступок можно назвать бесчестным?

20. Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?

21. Что может привести человека к бесчестному поступку?

22. Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?

23. Какими качествами должен обладать человек чести?

24. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

25. Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»?

26. Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?

27. Прав ли Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»?

28. Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?

29. Чем опасна завышенная самооценка?

30. Помогает ли разговор с собой понять других людей?

31. Как Вы понимаете слово «долг»?

32. Нужны ли нравственные ограничения для научного исследования?

33. Верно ли, что на свете нет злых людей, а есть только несчастливые?

34. На пути к благородной цели все ли средства хороши?

35. Как Вы понимаете высказывание Толстого: «Произведение искусства хорошо или дурно от того, насколько от души говорит художник»?

36. Может ли дружба обернуться враждой?

37. Когда любовь становится испытанием?

38. Какие отношения между друзьями Вы считаете гармоничными?

39. Согласны ли Вы с утверждением Андрея Болконского: «Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь»?

40. Как Вы понимаете призыв Лихачёва: «Твори добро, не видя в том заслуги»?

41. Почему месть не помогает искоренить зло?

42. Согласны ли Вы с утверждением, что «время лечит»?

43. Какие качества раскрывает в человеке дружба?

44. Согласны ли Вы с утверждением французского писателя Дюма: «Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершённом; тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом»?

45. Что делает человека подлинно счастливым?

46. Мечтательность – это достоинство или недостаток?

47. Может ли дружба принести человеку разочарование?

48. Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?

49. Какими качествами должен обладать настоящий друг?

50. Почему человек стремится обрести друзей?

51. Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

52. Является ли разница характеров препятствием для дружбы?

53. Что разрушает дружбу?

54. В чём причины вражды между людьми?

55. Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?

56. Разделяете ли Вы убеждение героя романа «Война и мир» в том, что «гораздо благороднее осознать свою ошибку, чем довести дело до непоправимого»?

57. С каким спутником легко в дороге?

58. Какие вопросы чаще всего задаёт человек самому себе?

59. Чего лишены люди, равнодушные к искусству?

60. Может ли доброта победить жестокость?

61. Может ли отзывчивый человек быть одиноким?

62. Встреча с искусством: не развлечение, а труд души

63. Когда слово становится преступлением?

64. Когда победа не приносит радости и удовлетворения?

65. К каким последствиям может привести конфликт между чувствами и разумом?

66. Когда непонимание между людьми приводит к вражде?

67. Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?

68. Что значит «учиться на горьком опыте»?

69. Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?

70. В чём ценность исторического опыта?

71. Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?

72. Нужно ли анализировать свои ошибки?

73. Как Вы понимаете слова Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?

74. Подтвердите или опровергните слова Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта»

75. Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?

76. Как нужно относиться к своим ошибкам и промахам?

77. Что значит достойно пережить поражение?

78. Какие уроки можно извлечь из поражения?

79. Почему для человека важны не только победы, но и поражения?

80. Только ли горечь несут человеку поражения?

81. Согласны ли Вы с утверждением Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?

82. Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?

83. Какие жизненные победы могут быть важны для человека?

84. Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?

85. Всегда ли победа возвышает победителя?

86. В каких ситуациях человеком может овладеть отчаяние?

87. Можно ли добиваться победы любыми средствами?

88. Как Вы понимаете слова философа Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?

89. Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?

90. Чем опасно для человека отчаяние?

91. Как надежда помогает выстоять в жизненных испытаниях?

92. Верно ли, что надежда делает человека сильнее?

93. Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации?

94. Можно ли жить без надежды на лучшее?

95. Как помочь человеку обрести надежду?

96. Согласны ли Вы с тем, что безвыходных ситуаций не существует?

97. Может ли книга помочь в минуту отчаяния?

98. Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?

99. Верно ли, что надеяться можно только на себя?

100. Чем опасна свобода без ограничений?

101. Трудно ли всегда оставаться самим собой?

102. Чему мешают и чему помогают сомнения?

103. Почему люди обманывают себя?

104. Какую жизнь можно считать прожитой не зря?

105. Кого можно считать счастливым человеком?

106. Во имя чего человек может идти на самопожертвование?

107. Можно ли требовать от других того, на что не способен сам?

108. Согласны ли Вы с утверждением Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном направлении»?

109. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»?

110. Что важнее: любить или быть любимым?

111. Почему в любви важно понимать и прощать?

112. Какое значение в любви имеет взаимопонимание?

113. В чём заключается рыцарское отношение к женщине?

114. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?

115. Он и она: искусство понимать друг друга

116. Что мешает взаимопониманию между любящими?

117. Он и она: в чём причины непонимания?

118. Почему любовь не всегда приносит счастье?

119. Согласны ли Вы с утверждением Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?

120. Что может привести к разрушению любви?

121. Всегда ли он достоин её?

122. Можно ли быть счастливым без любви?

123. Согласны ли Вы с утверждением Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»?

124. Какие качества раскрывает в человеке любовь?

125. Помогает ли любовь лучше понять самого себя?

126. «Я люблю, и значит – я живу…» - Высоцкий

127. На какие жертвы способны он и она ради любви?

128. Нужны ли подвиги во имя любви?

129. Светлые и трагические стороны любви

130. Каким Вы представляете себе гармоничный семейный союз?

131. Чем можно и нужно гордиться?

132. Почему гордые люди часто бывают одинокими?

133. К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?

134. Должен ли человек смирять свою гордость?

135. Как победить в себе гордыню?

136. Почему поединок между гордостью и смирением так драматичен?

137. В чём разница между смирением и покорностью?

138. Считаете ли Вы смирение добродетелью?

139. С чем бы Вы не могли смириться никогда в жизни?

140. Меняются ли со временем понятия о добре и зле?

141. Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека?

142. Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?

143. Всегда ли легко различить добро и зло?

144. Согласны ли Вы с Лермонтовым, назвавшим равнодушие к добру и злу «постыдным»?

145. Верно ли, что добро всегда сильнее зла?

146. Через какие «лазейки» зло проникает в душу человека?

147. Можно ли делить зло на «малое» и «большое»?

148. Почему так трудно отвечать добром на зло?

149. Почему доброе дело благотворно для того, кто его совершает?

150. Как связаны добро и благородство?

151. Почему человек решается идти наперекор судьбе?

152. Когда гордость становится разрушительной для человека?

153. Во имя чего человек может идти на самопожертвование?

154. Всегда ли поступки, совершённые во имя любви, благородны?

155. Может ли любовь нести человеку несчастье?

156. Какую жизненную цель можно назвать благородной?

157. Могут ли юношеские мечты повлиять на дальнейшую жизнь человека?

158. Какие средства не могут быть оправданы никакой целью?

159. Прав ли герой Горького, утверждавший: «Человек – это звучит гордо!»

160. Изменить себя и изменить себе – в чём различие?

161. В каких жизненных ситуациях нужно смиряться?

162. В чём разница между надеждами и иллюзиями?

163. Согласны ли Вы с утверждением героя романа Булгакова: «Трусость – самый страшный порок»?

164. Можно ли утверждать, что, поняв себя, проще понять и других?

165. Какие черты характера отличают любителя путешествий?

166. Грех и раскаяние в жизни человека

167. Можно ли жить без цели?

168. Свобода и ответственность в жизни человека

169. Трудно или легко делать добро?

170. Какие вопросы называют «вечными»?

171. Почему многие писатели говорили об очистительной силе страдания?

172. Дружба в жизни человека

173. Почему важно научиться прощать?

174. Кого можно назвать бесчестным человеком?

175. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?

176. Имеет ли смысл человеку спорить с судьбой?

177. Спорить с судьбой или принимать её?

178. Возможно ли полное взаимопонимание между людьми?

179. Почему важно уметь сострадать другому?

180. Почему нельзя быть равнодушным к проявлениям зла?

181. Способен ли робкий человек совершить смелый поступок?

182. Почему человек не должен быть рабом своих чувств?

183. Можно ли прожить без мечты?

184. Что может привести человека в отчаяние?

185. Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?

186. Как бороться со злом?

187. Что легче – отомстить обидчику или простить его?

188. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

189. Понимать человека или управлять им?

190. Нужно ли стремиться понять себя?

191. Что важнее: любить или быть любимым?

192. Нуждается ли истинная любовь во взаимности?

193. Какого человека называют великодушным?

194. В чём заключается сила доброты?

195. Какого человека можно назвать героем своего времени?

196. Какие проблемы ставит перед человеком военное время?

197. Почему время называют лучшим лекарем?

198. Какую роль в судьбе человека может сыграть самолюбие?

199. Требует ли любовь от человека работы над собой?

200. Ради чего стоит жить?

201. Что значит жить для людей?

202. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?

203. Без чего любые мечты бесплодны?

204. Чем руководствоваться в выборе жизненных целей?

205. Можно ли проявить смелость в повседневной жизни?

206. Когда мечты мешают человеку в жизни?

207. Есть ли разница между гордостью и заносчивостью?

208. Нужно ли современному человеку вести дневник?

209. Почему трусость связывают с бесчестием?

210. Можно ли считать честь вечным нравственным принципом?

211. Как судьба человека связана с историей народа?

212. Почему потеря времени считается невосполнимой потерей?

213. Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?

214. Какую роль в становлении личности играют детство и юность?

215. Временное и вечное в нашей жизни

216. Забвение прошлого губительно для человека?

217. Можно ли обойтись в жизни без творчества?

218. Когда любовь становится испытанием?

219. Согласны ли Вы с утверждением Андреева: «Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько от неё человек становится лучше…»?

220. Согласны ли Вы с утверждением Камю: «Не быть любимым – это всего лишь неудача, не любить – вот несчастье»?

221. В чём проявляется любовь к Родине?

222. Помогает ли любовь справляться с жизненными трудностями?

223. Опасен ли эгоизм для любви?

224. По каким признакам можно узнать настоящую любовь?

225. Что нужно, чтобы стать героем времени?

226. Что такое «связь времён»?

227. История и современность: нужен ли взгляд назад?

228. Что такое «любовь к жизни»?

229. Как Вы понимаете утверждение Заболоцкого: «Душа обязана трудиться»?

230. Как Вы понимаете слово «честь»?

231. Как Вы понимаете утверждение древнегреческого философа Платона: «Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему»?

232. В чём разница между любовью и влюбленностью?

233. Что такое справедливость и милосердие?

234. Как общение с другими людьми помогает лучше понять себя?

235. Помогает ли чужой опыт не совершать ошибок?

236. От чего зависит счастье?

237. Согласны ли Вы с пословицей: «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается»?

238. Что такое счастье?

239. Что значит победа над самим собой?

240. В чём проявляется любовь к жизни?

241. Существует ли что-то, неподвластное времени?

242. Что должно оставаться неизменным в любое время (любую эпоху)?

243. Чем «история души человеческой» может быть интересна другому человеку?

244. Как бы Вы ответили на вопрос Гамлета: «Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье?»

245. Как Вы понимаете утверждение героя романа «Война и мир» Пьера Безухова: «Надо жить, надо любить, надо верить»?

246. Как соотносятся понятия «великодушие» и «широта души»?

247. «Одно слово правды весь мир перетянет» (пословица)

248. Можно ли утверждать, что вера в судьбу отрицает личную ответственность?

249. Когда человек забывает о времени?

250. Почему первая любовь опоэтизирована человечеством?

251. Всегда ли любовь делает человека счастливым?

252. Какие «чувства добрые» пробуждает в человеке любовь?

253. Что такое самоотверженная любовь?

254. Можно ли считать честь предрассудком?

255. Может ли честь оказаться дороже жизни?

256. Меняется ли со временем смысл понятия «честь»?

257. Как Вы понимаете выражение «дело чести»?

258. Как связаны понятия чести и долга?

259. Что вкладывали в понятие «честь» люди XIX века?

260. Как Вы понимаете выражение: «Бесчестье хуже смерти»?

261. Почему не кончается поединок чести с бесчестьем?

262. Актуально ли понятие чести для современного человека?

263. Честь – это норма или принцип одиночек?

264. Что означает «идти дорогой чести»?

265. В чём разница между честным человеком и человеком чести?

266. Может ли быть счастлив тот, кто совершил бесчестный поступок?

267. Почему надо «беречь честь смолоду»?

268. Почему для человека важны не только победы, но и поражения?

269. Когда поражение ценнее победы?

270. Чем можно пожертвовать ради победы?

271. Перестаёт ли побеждённый враг быть врагом?

272. Почему говорят, что проигрывать надо достойно?

273. Как поражение может повлиять на человека?

274. Когда побеждённый достоин уважения?

275. Важно ли уметь признавать собственное поражение?

276. В чём проявляется великодушие победителя?

277. Когда поражение закаляет характер человека?

278. Как Вы понимаете слова древнеримского философа Цицерона: «Там победа, где согласие»?

279. Согласны ли Вы с выражением: «победителей не судят»?

280. Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?

281. От каких ошибок может предостеречь жизненный опыт?

282. Какой опыт важнее: собственный или чужой?

283. Чем читательский опыт отличается от жизненного?

284. Почему многие люди считают необходимым делиться своим жизненным опытом?

285. Важно ли осмысливать совершённые ошибки?

286. Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок?

287. Согласны ли Вы с тем, что «на ошибках учатся»?

288. Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?

289. Всегда ли можно оправдать свои ошибки пословицей: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»?

290. Что значит «быть в ладу с самим собой»?

291. Когда важно забыть о себе и о своём?

292. Чем опасна заниженная самооценка?

293. Важно ли анализировать свои удачи и промахи?

294. Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

295. Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?

296. Что значит брать на себя ответственность за свою судьбу?

297. Что значит изменить себе?

298. Когда человек нуждается в разговоре с самим собой?

299. Как нужно относиться к собственным слабостям?

300. Что мешает человеку быть счастливым?

301. Согласны ли Вы с тем, что иногда надо смириться со своей судьбой?

302. Возможно ли в жизни следовать только чувствам?

303. Чем различаются дружба и приятельство?

304. «Говорят, что несчастие – хорошая школа, – может быть. Но счастье есть лучший университет». Согласны ли Вы позицией Пушкина?

305. Что такое свобода выбора?

306. Согласны ли Вы с утверждением одного из героев Пушкина: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»?

307. Что мешает людям понимать друг друга?

308. Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?

309. Как Вы понимаете утверждение: «Каждый сам делает свою судьбу»?

310. В чём заключается ценность жизненного опыта?

311. Какое качество Вы больше всего цените в других?