«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» - темы итогового сочинения 2022/23

Готовые итоговые сочинения 2022/23 (примерный список) по разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»


1. Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?

2. Когда нужно сдерживать душевные порывы?

3. Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?

4. Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?

5. Какие чувства могут быть неподвластны разуму?

6. Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?

7. Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?

8. Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?

9. Когда разум и чувство борются в человеке?

10. Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?

11. Когда возникает выбор между честью и бесчестием?

12. Как можно выйти с честью из трудной ситуации?

13. Согласны ли Вы с утверждением писателя Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?

14. Как разум и чувства влияют на поступки человека?

15. Над какими чувствами разум может быть не властен?

16. Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

17. «Досадно мне, коль слово «честь» забыто…» - В.С. Высоцкий

18. Почему человеку важно не запятнать свою честь?

19. Какой поступок можно назвать бесчестным?

20. Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?

21. Что может привести человека к бесчестному поступку?

22. Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?

23. Какими качествами должен обладать человек чести?

24. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

25. Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»?

26. Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?

27. Прав ли Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»?

28. Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?

29. Чем опасна завышенная самооценка?

30. Помогает ли разговор с собой понять других людей?

31. Как Вы понимаете слово «долг»?

32. Нужны ли нравственные ограничения для научного исследования?

33. Верно ли, что на свете нет злых людей, а есть только несчастливые?

34. На пути к благородной цели все ли средства хороши?

35. Как Вы понимаете высказывание Толстого: «Произведение искусства хорошо или дурно от того, насколько от души говорит художник»?

36. Может ли дружба обернуться враждой?

37. Когда любовь становится испытанием?

38. Какие отношения между друзьями Вы считаете гармоничными?

39. Согласны ли Вы с утверждением Андрея Болконского: «Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь»?

40. Как Вы понимаете призыв Лихачёва: «Твори добро, не видя в том заслуги»?

41. Почему месть не помогает искоренить зло?

42. Согласны ли Вы с утверждением, что «время лечит»?

43. Какие качества раскрывает в человеке дружба?

44. Согласны ли Вы с утверждением французского писателя Дюма: «Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершённом; тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом»?

45. Что делает человека подлинно счастливым?

46. Мечтательность – это достоинство или недостаток?

47. Может ли дружба принести человеку разочарование?

48. Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?

49. Какими качествами должен обладать настоящий друг?

50. Почему человек стремится обрести друзей?

51. Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

52. Является ли разница характеров препятствием для дружбы?

53. Что разрушает дружбу?

54. В чём причины вражды между людьми?

55. Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?

56. Разделяете ли Вы убеждение героя романа «Война и мир» в том, что «гораздо благороднее осознать свою ошибку, чем довести дело до непоправимого»?

57. С каким спутником легко в дороге?

58. Какие вопросы чаще всего задаёт человек самому себе?

59. Чего лишены люди, равнодушные к искусству?

60. Может ли доброта победить жестокость?

61. Может ли отзывчивый человек быть одиноким?

62. Встреча с искусством: не развлечение, а труд души

63. Когда слово становится преступлением?

64. Когда победа не приносит радости и удовлетворения?

65. К каким последствиям может привести конфликт между чувствами и разумом?

66. Когда непонимание между людьми приводит к вражде?

67. Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?

68. Что значит «учиться на горьком опыте»?

69. Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?

70. В чём ценность исторического опыта?

71. Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?

72. Нужно ли анализировать свои ошибки?

73. Как Вы понимаете слова Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?

74. Подтвердите или опровергните слова Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта»

75. Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?

76. Как нужно относиться к своим ошибкам и промахам?

77. Что значит достойно пережить поражение?

78. Какие уроки можно извлечь из поражения?

79. Почему для человека важны не только победы, но и поражения?

80. Только ли горечь несут человеку поражения?

81. Согласны ли Вы с утверждением Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?

82. Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?

83. Какие жизненные победы могут быть важны для человека?

84. Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?

85. Всегда ли победа возвышает победителя?

86. В каких ситуациях человеком может овладеть отчаяние?

87. Можно ли добиваться победы любыми средствами?

88. Как Вы понимаете слова философа Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?

89. Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?

90. Чем опасно для человека отчаяние?

91. Как надежда помогает выстоять в жизненных испытаниях?

92. Верно ли, что надежда делает человека сильнее?

93. Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации?

94. Можно ли жить без надежды на лучшее?

95. Как помочь человеку обрести надежду?

96. Согласны ли Вы с тем, что безвыходных ситуаций не существует?

97. Может ли книга помочь в минуту отчаяния?

98. Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?

99. Верно ли, что надеяться можно только на себя?

100. Чем опасна свобода без ограничений?

101. Трудно ли всегда оставаться самим собой?

102. Чему мешают и чему помогают сомнения?

103. Почему люди обманывают себя?

104. Какую жизнь можно считать прожитой не зря?

105. Кого можно считать счастливым человеком?

106. Во имя чего человек может идти на самопожертвование?

107. Можно ли требовать от других того, на что не способен сам?

108. Согласны ли Вы с утверждением Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном направлении»?

109. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»?

110. Что важнее: любить или быть любимым?

111. Почему в любви важно понимать и прощать?

112. Какое значение в любви имеет взаимопонимание?

113. В чём заключается рыцарское отношение к женщине?

114. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?

115. Он и она: искусство понимать друг друга

116. Что мешает взаимопониманию между любящими?

117. Он и она: в чём причины непонимания?

118. Почему любовь не всегда приносит счастье?

119. Согласны ли Вы с утверждением Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?

120. Что может привести к разрушению любви?

121. Всегда ли он достоин её?

122. Можно ли быть счастливым без любви?

123. Согласны ли Вы с утверждением Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»?

124. Какие качества раскрывает в человеке любовь?

125. Помогает ли любовь лучше понять самого себя?

126. «Я люблю, и значит – я живу…» - Высоцкий

127. На какие жертвы способны он и она ради любви?

128. Нужны ли подвиги во имя любви?

129. Светлые и трагические стороны любви

130. Каким Вы представляете себе гармоничный семейный союз?