Что значит «учиться на горьком опыте»?


В жизни каждого человека бывает не только положительный, но и отрицательный опыт. В обоих случаях произошедшие ситуации должны заставиться человека прийти к тем или иным выводам, которые помогут в принятии решений в дальнейшей жизни. Человек, сталкиваясь с трудностями и проблемами и совершая ошибки, должен извлекать из этого уроки, задумываясь над тем, что послужило причиной неудачного опыта и как он поступит в подобной ситуации в дальнейшем.

О том, что люди нередко учатся на «горьком опыте», рассуждали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.


В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» показано, что девушка Настя слишком поглощена своей работой, из-за чего она мало заботится о своей доживающей век в деревне матери Катерине Петровне. Настя не только редко навещает маму, но и почти не звонит ей, не делится своими удачами и неудачами, не выслушивает проблемы родного ей человека. Настя вообще мало вспоминает о матери, все свое время уделяя работе. Даже получив письмо с просьбой навестить ее, Настя не сразу отправляется в путь, желая сначала разобраться со всеми делами на работе. Однако отношение к жизни у Насти меняется, когда она, приехав домой к матери, узнает о том, что та уже умерла. Героиня почувствовала «непоправимую вину» и «невыносимую тяжесть» от того, что не уделяла матери должного внимания и даже не провела с ней последние дни ее жизни. В рассказе выражена надежда на то, что тот «горький опыт», который получила Настя, заставит ее пересмотреть приоритеты в жизни. Читатель надеется на то, что, осознав, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка», Настя поняла, что работа не стоит того времени, которое она ей уделяла, что нужно стараться уделять как можно больше времени своим близким, которых в любой момент может не стать.

Рассуждения о «горьком опыте» наблюдаются и в рассказе В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?». Детский поступок рассказчика, который, увидев коростеля, в «диком азарте» догнал его и «захлестал сырым удилищем», оказал огромное влияние на становление личности героя. Уже после содеянного осознавая вину в гибели птицы, рассказчик не мог забыть о случившемся, долгие годы думая о «сдуру загубленной живности». Тот опыт, который был получен в результате ужасной ошибки, становится причиной, по которой рассказчик, во взрослом возрасте ставший охотником, «никогда не стреляет без надобности». Анализируя свой поступок, герой получает жизненный урок, о котором он вспоминал всю дальнейшую жизнь. Чувство вины, которое рассказчик испытал еще в детстве и которое преследовало его всю жизнь, помогло ему встать на истинный путь.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что негативные последствия собственных решений учат человека, заставляют прийти к важным жизненным истинам, помогают ему не совершать ошибок, подобных тем, что уже были совершены, помогают предопределять действия в таких же ситуациях.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
  • Когда непонимание между людьми приводит к вражде?
  • Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
  • Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?
  • В чём ценность исторического опыта?