Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека?


С высказыванием о том, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека, нельзя не согласиться. Ни один человек не бывает исключительно добрым или исключительно злым, в одних ситуациях человек совершает добро, в других – зло. И в масштабных, и в незначительных действиях человек находится перед нравственным выбором: совершить добро или зло.

О том, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека, заставляют задуматься многие художественные произведения отечественных писателей.


В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» показано, что прокуратор Иудеи Понтий Пилат находится перед нравственным выбором. Когда арестованного Иешуа Га-Ноцри приводят к нему на допрос, Понтий Пилат ощущает близость с бродягой-философом. Он понимает, что может пойти по одному из двух путей: признать Иешуа Га-Ноцри виновным, поспособствовав его казни, или оправдать его ценой собственной карьеры. Автор показывает, что решение Понтий Пилата не было однозначным, прокуратор Иудеи тяготился думами о последствия и одного, и другого варианта развития событий. В итоге Понтий Пилат, понимая, что за оправдание преступника, обвиняющегося в оскорблении государя, его отстранят от должности прокуратора Иудеи, он признает Иешуа Га-Ноцри виновным. Но битва добра и зла в душе Понтия Пилата после казни бродяги-философа не прекратилась. Испытывая угрызения совести, герой понял, что совершил неправильный поступок, что причинил зло поистине доброму человеку.

Проблема внутренней борьбы добра и зла находит отражение и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Несмотря на то что Раскольников совершил преступление, убив старуху-процентщицу и ее беременную сестру, а сама его теория была бесчеловечной, главного героя нельзя назвать исключительно отрицательным персонажем, совершающим в своей жизни только злые поступки. Теория, делящая людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», возникает следствие развития в те времена различных теорий. Угнетенный внешними несправедливостями, Раскольников пытается снять с себя ответственность за собственное существование. Возникновение теории о двух разрядах людей также обусловлено желанием Раскольникова «Наполеоном сделаться». Но главного героя нельзя назвать злым человеком. Проверить теорию на практике Раскольников решается не сразу, уже тогда понятно, что он не тот человек, который ради собственных целей и удовольствий готов пойти по головам других людей. Чтобы показать противоречивость образа Раскольникова, Ф.М. Достоевский помещает в повествование сон героя, в котором отражена одна ситуация из его детства. То, что семилетний Раскольников сострадает забитой до смерти лошади, указывает на то, что по природе своей он был сострадательным человеком, не желающим зла окружающим людям. Теория Раскольникова противоречит его естеству, но желание проверить ее и доказать самому себе, что он относится к числу «право имеющих», заставляет вступить в конфликт с самим собой. На протяжении всего повествования демонстрируется борьба добра и зла в душе Родиона Раскольникова.

Таким образом, каждый человек на постоянной основе сталкивается с внутренним конфликтом: находясь перед нравственным выбором, он совершает то добрые, то злые поступки.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Всегда ли легко различить добро и зло?
  • Согласны ли Вы с Лермонтовым, назвавшим равнодушие к добру и злу «постыдным»?
  • Верно ли, что добро всегда сильнее зла?