Можно ли утверждать, что вера в судьбу отрицает личную ответственность?


Что такое судьба? Это, своего рода, гипотетический сценарий, по которому человек живет отпущенное ему количество лет. Предопределение свыше, карма – аналогичные понятия, означающие то, что человеку не суждено распоряжаться собственной жизнью так, как он хочет. Такая позиция практически снимает ответственность с человека, ведь она внушает ему, что он – всего лишь безвольная песчинка в пространстве бытия. Однако так ли это на самом деле? С этим можно поспорить.

Многие авторы писали о предопределении человеческой судьбы, в том числе и о том, что вера в нее часто необоснованно снимает с человека его ответственность. Они показывают, что это ни к чему хорошему не приводит.

В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова, романе «Герой нашего времени», в главе «Фаталист» рассказывается о трагической гибели офицера, игрока Вулича. В ту ночь у него с Григорием Печориным случился интересный спор. Вулич поспорил, что если он себе выстрелит в лоб, то останется жив, несмотря ни на что. Тем самым он хотел показать уверенность в собственной судьбе, бесстрашие и отвагу. «Вы умрете, сегодня ночью», – холодно и мрачно заметил Печорин. Вулич выстрелил – осечка – и выиграл спор, но уже через несколько часов его нашли убитым. Его убил пьяный казак, по случайности, прогулявшийся.


Можно, конечно, все списать на судьбу, а можно воспользоваться здравым смыслом. Вулич проявил безответственность, возвращаясь поздно ночью. Время было неспокойное, и потому вполне существовал риск попасться под руку пьяного человека или стать жертвой разбойника.

В произведении Александра Сергеевича Пушкина, рассказе «Пиковая дама», старая графиня назначила Герману три заветные карты: тройку, семерку, туза. Именно с этого момента герой стал одержимым пророчеством: вместо того, чтобы учиться и получать профессию, искать достойное место, идти на службу, заниматься поиском девушки и создавать семью он уповает на судьбу как на единственно верное решение. Тем самым он проявляет полную безответственность, поскольку вручает себя неким сущностям свыше. Когда же он все-таки убедился в ложности такого убеждения, он, отчаявшись, сходит с ума. Лишнее доверие судьбе сыграло с ним недобрую шутку: в конце он видит привидение старухи, зловеще улыбающейся ему.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что зацикленность на судьбе вредна, поскольку автоматически снимает с человека любую ответственность, она приводит к деградации и краху. Ждать подарков от судьбы и при этом бездействовать как минимум, глупо: ничего в этот мир не приходит задаром, просто так. Для того, чтобы чего-то достичь, придется потрудиться, разработать конкретный план и начать действовать. Ожидание плохого программирует человека на неприятности, мрачное расположение духа отбирает ресурсы, предназначенные природой для устройства жизни. Человек заболевает, постепенно деградирует, отбирает у себя возможность прожить годы счастливо и интересно.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
  • Как соотносятся понятия «великодушие» и «широта души»?
  • «Одно слово правды весь мир перетянет» (пословица)
  • Когда человек забывает о времени?