Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?


Всегда ли человек волен в своих чувствах? Осознание долга перед обществом и семьей заставляет анализировать свои поступки, подходить к принятию решений ответственно. Однако при этом нередко человек впадает в депрессию, потому что ничего не может сделать с собственными чувствами. Он всею душой желает избавиться от бесполезных эмоций, но он не волен что-то изменить, потому что сердце «мыслит» иначе. Возникает душевный конфликт и ощущение западни, когда человек не волен в собственных чувствах.

Примерами такого явления могут послужить произведения художественной литературы.

По мнению великого французского писателя, Гюстава Флобера, человек может контролировать свои действия, а вот собственным чувствам он не хозяин. В своем романе «Госпожа Бовари» он подтверждает вышесказанное. Главная героиня, Эмма, получив строгое монастырское воспитание, выходит замуж за врача и обретает место хозяйки в обжитом приличном доме. Сирота наполовину, без приданого, неземной красоты и каких-то особых способностей, она вряд ли бы получила в мужья юного красавца-богача. Самое разумное, что бы она могла сделать в этой ситуации – радоваться тому, что есть: заниматься хозяйством и детьми и хранить верность умному, доброму, терпеливому супругу.


Но она пылала страстью воплотить мечты, вычитанные из романов: блистать на балах в окружении молодых богатых поклонников, бесконечно менять наряды и ни о чем не заботиться. С одной стороны, Эмма, конечно, понимала, что ее желания ведут в пропасть, но она не была вольна в своих чувствах: ее раздражала деревня, лишенный амбиций муж, тихое, скучное размеренное существование. Закончилось все очень печально (героиня покончила с собой), однако, она все-таки успела пожить так, как представляла в самых радужных мечтах. Она не видела смысл бороться с собственными чувствами, поскольку легче было себя убить, чем что-то поменять кардинально.

В другом произведении, романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», главный персонаж, Григорий Александрович Печорин, также был не волен в собственных чувствах. Он постоянно причинял боль всем, с кем хоть однажды имел дело, но ничего не мог с эти поделать.

Однажды молодой человек влюбился в юную черкешенку и поначалу был уверен, что на этот раз его чувства серьезны: казалось, он поменялся, и теперь все будет совсем не так, как происходило до этого. Печорин сам пострадал от собственного подсознания, ведь оно его обмануло. Как только Бэлла влюбилась, оказалось, что «любовь дикарки ничем не отличается от любви светской барышни», и Печорин с разочарованием понял, что она его больше не интересует. Он был не волен в чувствах, хотя разум говорил, что он поступает неправильно.

Таким образом, нередко человек оказывается не волен в собственных чувствах, несмотря на то, что разумом он понимает, что поступает нехорошо. Даже если б он исполнял механически то, что от него требуют, он все равно бы жил чужой жизнью, не был бы удовлетворен собственным существованием.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
  • Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
  • Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
  • Когда разум и чувство борются в человеке?
  • Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?