Меняются ли со временем понятия о добре и зле?


Темы добра и зла принято считать вечными, поскольку конфликт между добрыми и злыми началами существовал всегда и никогда не прекратится. Времена идут, но некоторые вещи остаются неизменными. К таким относятся и понятия добра и зла. То, что считалось добром или злом несколько сотен лет назад, продолжает считаться теми же категориями.

О том, что понятия о добре и зле не меняются со временем, рассуждали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.


В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» особое внимание уделяется представлению Воланда и его свиты в театре Варьере, где демонстрируются вечные общественные и человеческие пороки. Воланд утверждает, что люди во все времена стремились к получению денег, неважно, из чего они сделаны. Воланд, наблюдая за жителями Москвы 30-х годов, делает выводы о том, что они почти ничем не отличаются от людей других времен. Воланд наказывает москвичей, которые ловят деньги, обменивают старые костюмы на новые, он видит, что жители Москвы 30-х годов так же легкомысленны и так же любят деньги, как и люди прошлого. Чтобы доказать эту мысль, М.А. Булгаков вводит в повествование образные параллели: персонажи из ершалаимских глав соотносятся с персонажами из московских глав. Например, образ Иуды из Кириафа, который предает Иешуа Га-Ноцри за тридцать сребреников, соотносится с образом Алоизия Могарыча, который предает Мастера из-за комнаты. М.А. Булгаков осуждает и Иуду из Кириафа, и Алоизия Могарыча, показывая, что и тот, и другой совершили злой поступок. Наблюдая за жителями Москвы 30-х годов, Воланд приходит к следующему выводу: «Люди как люди». Здесь выражается важная авторская мысль: сущность людей и их жизненные ценности не меняются со временем, представления о добре и зле остаются прежними.

О том, что понятия о добре и зле не меняются со временем, заставляет задуматься и поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Лирическая героиня называет «годы ежовщины» «страшными». Она утверждает, что в ее речи отразился голос всего «стомильонного народа», который «кричит», то есть страдает от несправедливостей того времени. Вводное слово «к несчастью» из фразы лирической героини «Я была тогда с моим народом, // Там, где мой народ, к несчастью, был» демонстрирует отрицательное отношение к действительности в стране и со стороны лирической героини, и со стороны всего советского народа. Такое же негативное отношение к сталинскому режиму наблюдается и в современности. То, что считалось злом во времена А.А. Ахматовой, считается злом и сейчас. Обращаясь к пушкинскому стихотворению «Во глубине сибирских руд», написанному на тему декабристского восстания, А.А. Ахматова сравнивает события сталинской эпохи с событиями 1825 года. Гонения, аресты, ссылки, казни считались злом и А.С. Пушкиным, и А.А. Ахматовой. Все это заставляет задуматься над тем, что и в далеком прошлом времен А.С. Пушкина, и в сравнительно недавнем прошлом времен А.А. Ахматовой, и в современности одинаковые представления о зле.

Таким образом, понятия о добре и зле со временем не меняются, поскольку это вечные категории, на которых строятся человеческое существование и взаимоотношения между людьми.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
  • Почему поединок между гордостью и смирением так драматичен?
  • В чём разница между смирением и покорностью?
  • Считаете ли Вы смирение добродетелью?
  • С чем бы Вы не могли смириться никогда в жизни?