Где проходит граница между добром и злом?


Что для одного человека считается добром, для другого может оказаться злом. Из этого следует, что границы между добром и злом фактически не существует. Один и тот же поступок можно расценивать по-разному. Человек может совершить какое-то действие с благими намерениями, но получится, что этот поступок принесет только негативные последствия. Злой, по мнению одного человека, поступок может для другого человека расцениваться как настоящее проявление доброты.

Во многих художественных произведениях показаны поступки, которые для кого-то являются добром, а для кого-то оказываются истинным злом.


В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» описан неоднозначный поступок Лидии Михайловны. Это учительница, преподающая французский язык. Она смогла заметить, что один из ее учеников имел материальные трудности, которые толкали его на игры на деньги. Лидия Михайловна попыталась помочь мальчику: когда он приходил к ней домой на дополнительные занятия, учительница предлагала ему ужинать вместе с ней. Однако ученик не хотел показывать свои слабости, поэтому отказывался от предложений Лидии Михайловны. Тогда учительница пошла на небольшую хитрость: она предложила школьнику сыграть с ней в замеряшки на деньги. Это позволило бы мальчику самому распоряжаться деньгами, тратить их на то, что ему было действительно необходимо. Для мальчика-рассказчика поступок Лидии Михайловны был истинным воплощением добра, ведь она пыталась помочь ему. Однако свидетелем игры в замеряшки стал и директор школы, в которой преподавала Лидия Михайловна. Он негативно отнесся к тому, что совершила учительница. И директора можно понять: что можно думать об учительнице, которая играет со своим учеником на деньги. Директор оценил поступок Лидии Михайловны как зло, за которое необходимо нести наказание: учительницу уволили. Так, один и тот же поступок оценивается разными людьми по-разному.

О тесной взаимосвязи добра и зла рассуждал и М. Горький в пьесе «На дне». Достаточно рассмотреть действия Луки относительно Актера, который уже долгое время жил в ночлежке, олицетворяющей «дно жизни». Актер рассказывает историю своей жизни, говорит о том, что мечтает вновь вернуться играть на сцену. И Лука хочет сделать так, чтобы Актер взял себя в руки и стал делать все, чтобы исправить свою жизненную ситуацию. Лука обманывает, рассказывая о существовании лечебницы, но делает он это с искренним желанием помочь. У Луки не было корыстных целей, он пытался помочь Актеру обрести себя и свое имя. Однако ложь странника разочаровала Актера, который полностью потерял смысл жизни. Он понял, что ничего нельзя изменить, поэтому совершил самоубийство. Добро, исходящее от Луки, превратилось в зло для Актера, что еще раз подтверждает мысль о том, что границы между силами добра и зла сильно размыты.

Таким образом, нельзя провести четкую грань между тем, что такое хорошо, и тем, что такое плохо. Эти две категории взаимосвязаны между собой, потому что одно и то же действие может для кого-то быть добром, а для кого-то – злом.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к ЕГЭ по направлению «Добро и зло»
  • Воспитание как источник злобы в человеке
  • Всегда ли зло совершается намеренно?
  • Нужно ли отвечать добром на зло?
  • Как связаны понятия «злость» и «трусость»?