Описание картины Франциско де Гойя «Колосс»


«Колосс» - Франциско де Гойя


Франциско Гойя (30.03.1746 – 06.04.1828) — выдающийся испанский живописец и график. Творил в эпоху романтизма и был ярким представителем романтического направления, но позднее, всё глубже вглядываясь в несовершенство мира, отошёл к направлению критического реализма.

Гойя оставил большое наследие из картин, офортов, гобеленом и рисунков, общей численностью около двух тысяч. Широко известны такие картины Гойи, как «Обнажённая маха», «Похороны сардинки», «Зонтик», «Король Испании Карл IV и его семья», «Марионетка», «Сатурн, пожирающий своих детей», «Махи на балконе», «Молочница из Бордо».

Картина «Колосс» — живописное полотно, над которым Гойя работал с 1808 по 1812 год. В 1808 году на испанцев обрушилось несчастье — война с Францией. Испанский народ переживал ужасы войны: сожжённые города, множество смертей, всеобщее горе и страх. Сожжению подвергся и родной город Гойи. Это событие было для художника шоком. Душевное потрясение вылилось в картине «Колосс», где огромная, устрашающая фигура Колосса — символ войны, страшной силы, слепой и глухой к людским страданиям.


В центре полотна изображён идущий гигант, он движется в левую сторону картины. Его обнажённый корпус возвышается над горами, ноги за ними скрыты, он идёт сквозь облака. Поза Колосса агрессивна, он держит сжатый кулак на уровне плеча.

На переднем плане, внизу картины, — долина. Она довольно мрачна, её наполняют мечущиеся в ужасе люди и животные. Они пытаются убежать от этой могучей и злой силы, но от картины веет обречённостью, зритель понимает, что все попытки напрасны. Фигура гиганта высится как воплощение неодолимой силы и беспомощности человека перед ним.

Не всем ясно, что несёт этот великан — защиту или ужас? По мнению отдельных искусствоведов, в Колоссе воплощена народная сила, направленная против французов. Возможно, его угрожающий вид свидетельствует о готовности к битве с врагом. Это лишь версия, и не очень убедительная. Ведь глаза Колосса прикрыты, и, очевидно, это существо олицетворяет слепую силу, которой неведомо сострадание.

Скорей всего, художник хотел передать ужас перед чудовищной жестокостью, сопровождающей всякую войну. «Колосс» — это аллегория войны, которая началась в 1808 году с Наполеоном. Именно поэтому появление гиганта, всклокоченная голова которого касается тёмного неба, вызывает такую панику в долине. Люди с гружёными телегами, лошади, скот бегут от этого страшного видения.

В сторону рощи убегает стадо быков, несутся испуганные лошади, одна из них сбрасывает седока. Эти сцены усугубляют напряжение картины. В оцепенении стоит оседланный старый мул, он растерян. Чёрный цвет окаймляет долину, как предвестие горя. Всё полотно погружено во тьму, высвечены только Колосс и охваченные паникой люди и животные.

Картина производит тягостное впечатление. Гойя хотел выразить страдание своего народа от ужасов войны, и у него это получилось.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Описание картины Франциско де Гойя «Сон разума рождает чудовищ»
  • Описание картины Франциско де Гойя «Зонтик»