Права ли пословица: «Добро должно быть с кулаками»?


Это выражение можно назвать афоризмом, так как оно представляет собой первую строчку стихотворения Станислава Куняева, которое было написано им в 1959 году. В это время Куняев был ещё студентом литиститута и написал стихотворение на заданную студентам от Михаила Светлова тему. Стихотворенье Куняева оказалось лучшим среди других. И пошли гулять среди народа строчки «добро должно быть с кулаками, добро суровым быть должно…».

Все поверили, что не должно добро быть беззубым, кротким и смиренным, должно постоять за себя, воздать злу по справедливости. А начальная строчка стихотворения была лишь заданием студентам. И стоит ли серьёзно воспринимать это утверждение? Ведь прошли годы, и Станислав Куняев написал совсем другое стихотворение. Несомненно, он сожалел, что к его студенческому стихотворению люди отнеслись серьёзно и стали цитировать.

Всегда ли может человек безошибочно отличить доброе от злого? Нередко, уверенные в собственной правоте, с благими намерениями мы совершаем кажущееся нам добро и считаем себя вправе прибегнуть к насилию. Другое стихотворение Куняева как отклик на свою мальчишескую глупость отвечает на вопрос, должно ли добро быть с кулаками.


Смысл стихотворения в том, что «кулаки» годятся для возмездия и справедливости, но только не для добра, «которое бесцельно и безмерно». Автор считает, что недопустима путаница понятий, приводящая к смерти, крови и скорби, а о легкомысленном утверждении юности Станислав Юрьевич отозвался так: «Неграмотные формулы свои я помню…». Так в зрелом возрасте автор ответил на вопрос о совместимости добра и «кулаков».

В каждом человеке уживается добро и зло в том или ином соотношении, и абсолютного добра в нашем царстве бытия нет. Абсолютное Добро есть Бог, малейшее соприкосновение с которым даёт это почувствовать. Добро первично, зло как свободный выбор сотворённых Богом существ — вторично, и потому оно не может быть абсолютным. Поэтому Провидение устраивает так, что зло нередко служит добру. В народе даже есть пословица «Нет худа без добра».

Был ли Советский Союз воплощением добра, когда на него напала фашистская Германия? Пожалуй, советский режим в той ситуации был меньшим злом, и наша страна не была нападающей стороной, и потому за нами было больше правды. А если учесть, что Германия целилась, главным образом, в Россию, которая стояла за СССР, на все её вековые ценности, то есть основание предполагать, что абсолютное Добро было на стороне России. Добро неизмеримо сильнее зла. Зло коварно и хитро, но оно обречено изначально.

Зло Великой Отечественной войны послужило, по Божьему Промыслу, и добру: по распоряжению генералиссимуса вновь открыли православные храмы, восстановили Патриаршество и открыли Духовную семинарию.

А когда русские вошли победителями в Берлин, они имели полное моральное право стереть Германию с лица земли за все злодеяния немцев в России, и это было бы «добром с кулаками». Но в сердце русского человека всегда есть милость к поверженному врагу — отголосок Абсолютного всеобъемлющего Добра.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Только в труде велик человек (сочинение-рассуждение)
  • Роль знаний в жизни человека
  • Пять слов русского языка, которые необходимо сохранить
  • Почему мы восхищаемся параолимпийцами?