Сочинение-описание по картине Билибина «Пир»


«Пир» - Билибин И.Я.


В 1904–1905 гг. русский художник Иван Яковлевич Билибин (1876–1942), выдающийся книжный иллюстратор, оформлял издание «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Один из рисунков — «Пир», с подписью: «И весёлый пир пошёл…» (1905). Как и другие рисунки серии, он выполнен на бумаге, техника работы — тушь для обводки контуров и акварельная заливка.

Жанр картины — литературная иллюстрация. В ней изображён счастливый финал сказки, когда царь Салтан в гостях у князя Гвидона узнаёт царицу, заливается слезами, всех обнимает, «И садятся все за стол; И весёлый пир пошёл».

Композиция иллюстрации статичная, линейная. В изображаемой сцене царит дух умиротворения, покоя и веселья. Орнамент, окаймляющий иллюстрацию по низу, включает ряд одинаковых соцветий на фоне чередующихся квадратов, как на шахматной доске. Однообразный узор в спокойных тонах тоже подчёркивают благополучие и умиротворение в сюжете иллюстрации.

Передний план — простор палаты, узорный пол в серо-голубых цветах прямо перед зрителем, по бокам — стражники в красно-коричневых кафтанах с секирами. Справа — молодой и средних лет. Они с любопытством смотрят на пирующих. Слева виден седобородый страж, сердито взирающий в сторону зрителя.

Средний план занимает подгулявший гость, расположившийся прямо на полу и мило беседующий с кошкой. Он в голубом кафтане с узорами, в зелёных сапогах. Слева отодвинута скамья, с которой он встал, на ней лежит его шапка. На столе опрокинутый кубок. Гость в полном довольстве и умилении протягивает руку к чёрно-белой кошке и что-то пытается ей объяснить заплетающимся языком. Кошка озадаченно смотрит на неожиданного собеседника.

Задний план — главные герои сказки за столом, покрытым белой скатертью, заставленным расписными ендовами и кубками. В центре — благодушный и счастливый царь Салтан с князем Гвидоном. Царь изображён в полуобороте к сыну, любуется на него. Прекрасный Гвидон тоже во все глаза смотрит на отца.


По правую руку от Салтана сидит царица. Она, опустив глаза, пригубила чарку с вином. Слева от Гвидона молодая княгиня, прекрасная царевна Лебедь со счастливым лицом. У неё красивый кокошник со звездой в центре. Герои в расшитых узорами одеждах и головных уборах, сообразно своему статусу. По краям стола видны весёлые, улыбающиеся лица гостей.

Позади пирующих стена с изображением красот острова Буяна и конных витязей.

Цветовая палитра иллюстрации насыщена множеством цветов, ярких и нежных одновременно. В картине обилие декоративных узоров, и для каждого художник нашёл свой цвет. В палитре много лазурного, изумрудного и золотого цветов, они тонко проступают в орнаментах. Изяществу цветовой гаммы в одежде царской и княжеской четы противопоставлен монолитный цвет кафтанов стражников.

Свет падает, очевидно, из окна со стороны зрителя. Он рефлексирует на белой скатерти, и картина кажется ещё светлее.

Идея рисунка — передать атмосферу радости и благодушия. Царь Салтан был добр и простил злодеев, отпустил их с миром, поэтому ничто не омрачает веселья присутствующих. Воссоединившаяся семья — что может быть лучше?

Иллюстрация «Пир» И.Я. Билибина находится в Русском музее (Санкт-Петербург). Художник великолепно передал настроение героев, а скрупулёзное изображение бытовых предметов и древнерусских орнаментов помогает читателю почувствовать дух старины.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Билибина «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  • Сочинение-описание по картине Билибина «Иван царевич и серый волк»
  • Сочинение-описание по картине Билибина «Василиса Прекрасная и белый всадник»
  • Сочинение-описание по картине Билибина «Кощей Бессмертный»