Сочинение-описание по картине Билибина «Василиса Прекрасная и белый всадник»
![«Василиса Прекрасная и белый всадник» - Билибин И.Я. «Василиса Прекрасная и белый всадник» - Билибин И.Я.](https://www.sochinyashka.ru/images/vaselisa-prekrasnaya-i-beliy-vsadnik.jpg)
Над серией рисунков к сказке «Василиса Прекрасная» Иван Яковлевич Билибин (1876–1942) работал в 1899–1900 и 1902 годах. Среди них — «Василиса прекрасная и белый всадник» (1900). Как и другие рисунки серии, он выполнен на бумаге, в технике акварельной заливки.
Жанр произведения — литературная иллюстрация. Изображён фрагмент сказки, когда Василису отправили в лес к бабе Яге за огнём. Дрожащая от страха девушка идёт по дремучему лесу перед рассветом и вдруг видит, как скачет мимо неё всадник, одетый во всё белое, на белом коне с белой сбруей. И стало светать.
Позже Василиса узнала от бабы Яги, что означают все всадники, увиденные ей в пути. Белый — это день.
Композиция иллюстрации диагональная. Ствол поваленного дерева пересекает картину наискосок, отделяя героиню от белого всадника.
В обрамлении иллюстрации художник использовал орнамент из елей (по низу), воронов, сидящих на вершинах елей (по обеим сторонам), вверху — симметричное изображение двух белых коней. Орнамент рамки помогает передать настроение картины. В нём звучит мотив тёмного леса, изображение чёрного ворона вносит тревожную ноту: ворон — спутник бабы Яги. Белый конь отражает момент — начало дня.
На первом плане изображена фигура Василисы Прекрасной в полный рост. Она стоит спиной к зрителю, с посохом в руке. У неё светлые золотистые волосы, тяжёлая коса, перекинутая через плечо. Поверх голубого сарафана Василисы — белая рубашка с передником, расшитая красным орнаментом. Девушка немного подалась вперёд: она с напряжением вглядывается в необычного седока. Героиня стоит среди берёз, под ногами у неё папоротник и белые лесные цветочки.
Средний план — поваленное дерево, преградившее путь Василисе, за ним — густой ельник, из-за которого показался удивительный всадник. Своей белизной в сумерках он похож на призрак, но ничего зловещего в нём нет. Он в кольчуге, шлеме, с копьём — обычный наряд русского воина.
На заднем плане — рассвет, на фоне которого выделяются верхушки елей. Выше — небо в тучах. Так начался день с появлением белого всадника.
Цветовая палитра иллюстрации состоит в основном из тонов зелёного цвета: тёмно-зелёного, серо-зелёного, цвета хаки. В самой тёмной гуще зелень приобретает коричневый оттенок. Серые тона тоже присутствуют, но в меньшей мере. Белые стволы берёз в сумраке приобретают сероватый оттенок. Разнообразят эту цветовую монотонность герои иллюстрации — жёлтоволосая Василиса в голубом с красным и верховой ярко-белого цвета.
В сумрачном лесу свет исходит от белого всадника и полоски занимающейся зари на горизонте. Бледный рассвет только рассеял темноту ночи, и тени ещё не ложатся на землю.
Идея иллюстрации — передать состояние героини при встрече с белым всадником, символизирующим начало дня, изобразить недобрый дух леса, в котором хозяйничает баба Яга. Назначение рисунка — помочь читателю в восприятии текста и представлении описываемых событий.
Иллюстрация И.Я. Билибина «Василиса прекрасная и белый всадник», входящая в серию рисунков к сказке, помогает в создании целостного впечатления от фольклорного произведения. Орнаменты, в костюмах, в рамке рисунка отражают дух русской старины, свойственный сказкам из сборника Афанасьева.