Сочинение-описание по картине А. Бенуа «Парад при Павле I»


«Парад при Павле I» - Бенуа А.


Картина русского художника Александра Николаевича Бенуа (1870–1960) «Парад при Павле I» написана в 1907 году. Масштаб: 59,6 × 82 см. Материал работы — бумага на картоне, техника написания — гуашь, акварель.

Жанр произведения — историческая живопись, иллюстрация. Картина относится к серии «Русский цикл», предназначенный для школьного издания «Русская история в картинках» популярного книгоиздателя Иосифа Кнебеля. В его издании печатали иллюстрации таких корифеев русской живописи, как Виктор Васнецов, Валентин Серов и Борис Кустодиев.

Бенуа находил неизъяснимое удовольствие в работе над историческими картинами. Всё, что художник изображал в картине «Парад при Павле I» — рабский срой и муштру, он ненавидел. Однако оживлять в памяти такие видения и переносить на холст ему нравилось.

Композиция картины линейная, так как сцена парада изображена в горизонтально-вертикальном решении.

Художник изобразил пасмурный зимний день конца 18 века. Идёт снег. На заснеженной площади маршируют полки в мундирах прусского кроя.

На переднем плане справа зритель видит самого императора в сопровождении сыновей. Павел доволен и горд стройностью парада. Его фигура на коне как отклик на бронзовый памятник Петру возле Михайловского замка. Левее, в профиль к зрителю, стоит военный, снявший головной убор. Он застыл перед его императорским величеством.

Передний план оформлен по горизонтали и вертикали шлагбаумом, будто рамкой. Композиционная роль шлагбаума символична. Он словно ограждает зрителя от погружения в атмосферу муштры и в то же время преграждает Павлу выход. Ведь на заднем плане мрачно высится Михайловский замок, где в марте 1801 года императора убьют заговорщики.


На втором плане стройными рядами движутся полки, солдаты на бегу подхватывают слетевшие треуголки. Военные музыканты маршируют отдельно. Фигуры подобны оловянным солдатикам, чувства персонажей здесь не переданы. Главное в панораме парада — действие.

Задний план мрачен. По центру изображён Михайловский замок, ещё в лесах. На его фоне темнеет бронзовый памятник Петру. Над замком клубятся тёмные до черноты тучи, словно предзнаменование трагического конца царствования Павла Первого.

В изображении императора и его порядков отразилось двойственное отношение художника к Павлу I. Симпатию у Бенуа вызвала его рыцарская натура, но психическая неуравновешенность его отталкивала.

Цветовая палитра выдержана в определённых приглушённых красках: чёрное и белое, красное и тёмно-синее. Картина напоминает графическую работу. Только на заднем плане замок в лилово-коричневых тонах, которые повторяются в тучах, но гораздо темнее.

Свет на полотне даёт только белизна снега, густые тёмные тучи поглощают лучи неяркого зимнего солнца. Площадь погружена в сумрак, что символично: Россия во тьме во время правления Павла.

Идея произведения заключается в сопоставлении ушедших времён и начала 20 века, переломного периода в истории России. В обращении к прошлому художник пытается найти решение целесообразного пути для России.

Картина А.Н. Бенуа «Парад при Павле I» находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Работа привлекает зрителя особой атмосферой, чем отличается творчество всех художников объединения «Мир искусства». Специфический способ восприятия картины даёт уподобление живописного полотна графической работе.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине А. Бенуа «Летний сад при Петре Первом»
  • Сочинение-описание по картине А. Бенуа «Петергоф. Большой каскад»
  • Сочинение-описание по картине А. Бенуа «Версаль. Прогулка короля»
  • Сочинение-описание по картине А. Бенуа «Набережная Рей в Базеле в дождь»