Сочинение-описание по картине по картине В.Г. Перова «Суд Пугачева»


«Суд Пугачева» - В.Г. Перов


Картина «Суд Пугачёва» написана а 1879 году. Это большое полотно: 226 × 330 см, техника выполнения работы — масляные краски.

Жанр произведения — историческая живопись. Тема крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачёва живо интересовала В.Г. Перова. В 1870-х гг. он задумал написать триптих на тему Пугачёвского бунта, но осуществить свой замысел удалось только на одну треть.

Композиция диагональная, как в большинстве динамичных сюжетов. Диагонали просматриваются в расположении фигур людей.

На переднем плане изображены униженные дворяне. Один со связанными за спиной руками, на коленях, земно кланяется Пугачёву. Ясно, что он приговорён к казни и молит о помиловании. За ним другой, тоже на коленях, держит в руках подношение лже-царю — хлеб-соль. Справа стоит священник с крестом, он выполняет свои обязанности, провожая приговорённых к смерти. Здесь же сидит приближённый Пугачёва, за священником видна согнувшаяся фигура в красном колпаке — палач.

Средний план тоже насыщен персонажами. В центре художник изобразил главных героев, противостояние двух сильных характеров. Справа на крыльце господского дома восседает «самодержец» с грозным видом. Подле него на коленях стоит один из помещиков с ключом и подобострастно целует руку возомнившего себя монархом яицкого казака.


Пугачёв яростно смотрит на немолодую помещицу с тростью, стоящую перед ним гордо. Она не собирается кланяться самозванцу. Их взгляды скрестились. Участь женщины предрешена. На её груди рыдает молодая девушка — дочь. За спиной Пугачёва, на террасе дома, сборище бунтовщиков. Среди них башкиры, уголовные личности. Один тип с перевязанным носом, значит — рваные ноздри. Видны лица духовного звания, в их глазах смятение. За спиной гордой дворянки ещё несколько фигур: ожидающие своей участи представители помещичьего сословия. Тут же на земле лежат тела убитых.

На заднем плане толпятся пугачёвцы. У одного из них, с секирой, совершенно разбойничья рожа. Вдали виднеется ряд каменных домов, где тоже творятся бесчинства. Рядом с ними возвышается виселица. Небо затянуто дымом, красное пламя пожарищ закрыло горизонт.

Цветовая палитра отличается пестротой и насыщенностью: жёлтый, лиловый, коричневый, красный цвета и их оттенки. Все вместе они передают тревогу, суматоху, напряжение. Самое яркое пятно — Емельян Пугачёв в красном кафтане. Выделяется среди других персонажей также непреклонная дворянка в лиловом платье и верхней накидке из золотистой парчи. Красная одежда самозванца, красное пламя вдали. Этот цвет — символ мятежа.

Свет в картине падает слева. Солнце освещает передний и средний планы, где небо не затянуто дымом. Тени короткие, что означает полуденное время.

Идея произведения. Перов изобразил Емельяна Пугачёва как тирана, бунтовщика. Художник показал жестокость крестьянской войны, которая не решала проблем, а несла гибель и горе. Пугачёв же тешил своё великое тщеславие. Зритель видит «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Полотно экспонируется в Русском музее (Санкт-Петербург). Трагичность ситуации передана художником убедительно, и зритель не остаётся равнодушен к этой картине.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине В.Г. Перова «Тройка»
  • Сочинение-описание по картине В.Г. Перова «Охотники на привале»
  • Сочинение-описание по картине В.Г. Перова «Приезд институтки к слепому отцу»
  • Сочинение-описание по картине В.Г. Перова «Старики-родители на могиле сына»