Сочинение-описание по картине Сурикова «Боярыня Морозова»


«Боярыня Морозова» - В.И. Суриков


Русский художник Василий Иванович Суриков (24.01.1848–19.03.1916), мастер исторического жанра в живописи, в 1884 году начал работу над картиной «Боярыня Морозова». Масштаб произведения — 304 × 586 см, техника написания — масло.

Жанр картины — исторический: изображен эпизод из русской истории XVII века. Церковная реформа патриарха Никона, направленная на устранение расхождений с греческой православной церковью, вела к радикальным переменам, в частности требовала исправления ошибок в богослужебных текстах и замены двоеперстия при крещении на троеперстие. На Руси многие восприняли такие изменения как отступление от истинного благочестия, чему способствовала нередкая жестокость в насаждении новшеств. Ярким вдохновляющим примером ревнительницы старой веры была боярыня Феодосия Морозова.

Суриков рос в Сибири, где было много старообрядцев. В подростковом возрасте ему довелось ознакомиться с рукописной «Повестью о боярыне Морозовой». Вероятно, так появился у него интерес к этой теме.

Композиция картины многофигурная, диагональная, динамичная.

Центр композиции — фигура Морозовой в санях. Все персонажи картины сгруппированы вокруг неё. К боярыне Морозовой разное отношение. Кто-то не понимает фанатичного сопротивления новым установлениям и смеётся над ней, но большинство смотрит на Морозову с сочувствием, как на мученицу.

В богатой чёрной шубе, на соломе, в кандалах, боярыня с горящими глазами на худом бескровном лице истово возносит вверх руку, сложенную в двоеперстии.

На переднем плане рыхлый глубокий снег, в котором видны глубокие следы от полозьев и ног. С правой стороны картины привлекает внимание фигура сидящего на снегу юродивого. Он в рваной длинной рубахе, бос, на груди его тяжёлый старообрядческий крест. Цепь, на которой держится крест, похожа на канальную. Юродивый крестит, благословляя опальную боярыню, двоеперстием.

Рядом с ним нищая старушка с сумой, опирающаяся на палку. Встав на колени, она скорбно смотрит на Морозову и, вероятно, причитает. За юродивым возвышается фигура странника с посохом. В нём Суриков изобразил себя. Слева привлекает внимание зрителя фигура мальчика, бегущего за санями. Считается, что именно этот мальчик придаёт розвальням эффект скольжения.


На втором плане также множество людей по обеим сторонам саней. Многие скорбят, кланяются, мальчишки любопытствуют, некоторые глумятся. Справа рядом с санями молодая женщина в белом расшитом платке — сестра Феодосии Морозовой. Сцепив руки, она смотрит на Феодосию: в ней зреет решимость повторить поступок сестры.

В каждом действующем лице отражён определённый характер, нет неинтересных персонажей.

Задний план — уже неразличимые лица в толпе, сквозь которую с трудом пробирается лошадь, запряжённая в розвальни. Задний план представляет также множество маковок церквей с крестами, заснеженные крыши деревянных домов и теремов Москвы на фоне пасмурного зимнего неба.

Цветовая палитра полотна очень разнообразна: многоцветна одежда людей. Некоторые критики называли эту картину «ковром». Большое внимание художник уделил снегу. В нём множество оттенков. Морозный воздух придаёт краску лицам, но бледность боярыни оттеняет черная шуба и чёрный покров на голове. Разноцветная толпа образует единое тёмное целое, в котором выделяются синие, красные и жёлтые пятна красок.

В картине свет пасмурного дня рассеян, он мягко ложится на лица, одежды и дома. Нет ни теней, ни отблесков. Очевидно, солнечное сияние при таком горестном событии было бы неуместным.

Идея произведения — глубокая вера русского народа, готовность идти на лишения и страдания, но не отступить от неё. Здесь важен не факт заблуждения старообрядцев, а готовность поступиться всеми материальными благами и самой жизнью, ради верности истине, как они её понимали.

Картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» была выставлена на 15-й передвижной выставке в 1887 году. Её приобрёла Третьяковская галерея, где картина и пребывает доныне.

Это огромное полотно притягивает зрителей, заставляет их погрузиться в минувшую эпоху, почувствовать себя соучастником происходящей драмы.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Суриков «Взятие снежного городка»
  • Сочинение-описание по картине Суриков «Меньшиков в Березове»
  • Сочинение-описание по картине Суриков «Покорение сибири Ермаком Тимофеевичем»
  • Сочинение-описание по картине Суриков «Степан Разин»