Сочинение-описание по картине Сурикова «Покорение сибири Ермаком Тимофеевичем»


«Покорение сибири Ермаком Тимофеевичем» - В.И. Суриков


Василий Иванович Суриков (24.01.1848–19.03.1916), выдающийся русский художник, в 1891 году начал работу над картиной «Покорение Сибири Ермаком», закончил он её в 1895 году. Холст большого размера — 285 × 599 см, техника написания — масло.

Жанр картины — исторический, батальный. Сюжетом картины художник избрал сражение 1582 года между дружиной казаков под предводительством Ермака Тимофеевича с многочисленным воинством сибирского хана Кучума.

Композиция — диагональная, многофигурная, динамичная.

Центр композиции — фигура Ермака, изображённого в профиль. Он стоит в стальном шлеме, рука его вытянута вперёд. Ермак Тимофеевич крепкого сложения, широк в плечах. Над головой его ветер развевает знамёна с ликом Спаса и Георгием Победоносцем. Атаман Ермак едва различим среди других казаков, что подчёркивает их неразрывную связь.

На переднем плане зритель видит воды Иртыша, по которым чиркают татарские стрелы. Слева лодка с казаками. Горящими глазами они смотрят в сторону противника, взяв ружья наизготовку. Один стрелок стоит в воде. Справа — узкие лодки северных народов, одна из них перевернулась.

Среди татар много остяков и вогулов, они изображены в национальных северных одеждах, с луками, стрелами. У них скуластые смуглые лица, раскосые глаза. Кто-то свирепо скалит зубы, но у многих в лице паника и неуверенность. Лица казаков, напротив, спокойны. В них нет боязни за себя, нет и показного геройства. Эти люди просто делают своё дело.


Второй план — Ермак с товарищами. Его ладья уже врезалась в скопище татар, внеся смятение в их ряды. Среди казаков кто-то поднял икону над головой. Видна рукопашная схватка. Пушечные и ружейные залпы со стороны казаков наполняют воздух дымом. Вдоль стены обрывистого берега — множество татар. По берегу, наверху, скачут всадники, два шамана воздевают руки, призывая духов на помощь.

На заднем плане высится на берегу Иртыша крепость Искер — столица Сибирского ханства. Небо над Искером затянуто плотными облаками. Ещё немного, и крепость будет взята.

Цветовая палитра картины мрачновата: преобладают серый, коричневый цвета и их оттенки. В этот скромный колорит вторгается яркое красное пятно — кафтан казака на переднем плане. Этот цвет напоминает о крови, пролитие которой неизбежно в сражении.

Свет в картине рассеянный. Осенние тучи заслоняют яркое солнце. Тускло поблёскивают стволы ружей, щит, кривая татарская сабля.

Идея картины — столкновение двух цивилизаций, двух стихий. Таков был замысел художника. В картине есть мистический подтекст: поединок Света с тьмой и язычеством. Кроме того, сам исторический факт представлен Суриковым как подвиг народа: казаки пришли в Сибирь, чтобы обезопасить восточные границы Руси, а не с тем, чтобы захватить земли.

Масштабное произведение В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» было представлено на 23-й передвижной выставке. Картину признали значительным событием в русском искусстве, её приобрёл император Николай II за очень крупную сумму. Он заявил, что это полотно должно стать национальным достоянием. Вскоре император передал картину в учреждённый им Русский музей, где она экспонируется до сих пор.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Суриков «Взятие снежного городка»
  • Сочинение-описание по картине Суриков «Боярыня Морозова»
  • Сочинение-описание по картине Суриков «Меньшиков в Березове»
  • Сочинение-описание по картине Суриков «Степан Разин»