Сочинение-описание по картине Сурикова «Степан Разин»


«Степан Разин» - В.И. Суриков


Василий Иванович Суриков (24.01.1848–19.03.1916), русский художник, большой мастер в жанре исторической живописи, в 1906 году написал картину «Степан Разин». Масштаб холста впечатляет: 318 × 600 см, техника написания — масляные краски.

Жанр произведения — историческая живопись. Полотно посвящено исторической фигуре — Степану Разину, донскому казаку, возглавлявшему крупнейшее в допетровской Руси восстание 1670–1671 гг.

Сначала Суриков намеревался написать картину на основе легенды о Разине и персидской княжне, но потом отказался от этого неоригинального сюжета и решил изобразить атамана в раздумьях.

Композиция картины многофигурная, динамичная, диагональная: от нижнего правого угла полотна быстро плывёт по реке атаманов струг и устремляется к верхней части картины. Течение, полный парус и гребцы с поднятыми вёслами подчёркивают динамику сцены. Куда плывёт струг? Какая цель впереди?

Центр композиции — фигура атамана Разина. Он хмур и задумчив.

Передний план — группа из четырёх человек, казаков. Двое расположились на корме, двое других — ближе к атаману. На корме сидит бородатый мужчина в восточном одеянии, у него богато изукрашенная сабля. Если это пленный перс, как же оставили ему оружие? Возможно, это казак, приобретший восточный наряд в персидском походе. Он серьёзен и печален. Казак, сидящий справа, напротив, неумеренно весел: он во хмелю, протягивает невесёлому соседу чашу с вином. Третий казак спит после очередного удачного набега. Лицом к Степану сидит светловолосый бандурист в казачьей шапке и поёт песню для атамана.

Второй план — главный герой картины. На ковре, опершись на красивое седло, в богатой одежде возлежит Степан Разин. Он изображён особняком, и выглядит одиноким. Слушая песню, атаман смотрит куда-то в сторону. Безразлично ему богатство, не ради него он стал государственным преступником. Мечтал о воле… На челе Степана лежит забота. Куда заведёт его путь мятежника? И возврата нет.


В угрюмой задумчивости пребывают и гребцы, вздымающие вёсла, подобно птичьим крыльям. Всех осеняет наполненный утренним ветром парус.

Задний план — дальний берег в утренней дымке, занимающийся восход над Волгой, необъятный волжский простор и ширь неба.

В картине изображена безмятежность природы в рассветный час, а там, где Разин со товарищи, звучит тревожная нота, чувствуется подступающая трагедия.

Цветовая палитра ладьи атамана дана в беспокойных тонах: зелёном, красно-коричневом, золотистом, тёмно-синем. Колорит неба, Волги, лини берега представляет собой нежные краски: перламутром отливает река, слегка золотится небо на горизонте, облака — цвета розового жемчуга.

Рассеянный свет раннего утра передаётся тихими молочно-жемчужными отблесками подступающих лучей, лёгким утренним туманом, стелющимся по воде.

Какую идею Василий Иванович вложил в образ мятежного атамана? Как убеждённый демократ, художник, вероятно, задумал отразить в нём настроения протеста, овладевшие массами в начале 20 века. Он написал эту картину во время Первой русской революции 1905–1907 гг. Вместе с тем Степан Разин вполне может олицетворять «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Произведение В.И. Сурикова «Степан Разин» экспонируется в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Полотно захватывает зрителей, заставляет мысленно погрузиться в 17 век Руси, почувствовать размах, удаль атамана Разина, трагичность и обречённость его пути.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Суриков «Взятие снежного городка»
  • Сочинение-описание по картине Суриков «Боярыня Морозова»
  • Сочинение-описание по картине Суриков «Меньшиков в Березове»
  • Сочинение-описание по картине Суриков «Покорение сибири Ермаком Тимофеевичем»