Сочинение-рассуждение по пословице «Не копьем побивают, а умом»


Смысл пословицы: ум имеет превосходство над грубой силой. Умение оценить обстановку, применить тактику даёт больше шансов на победу, чем большое количество вооружённых воинов. Суворов ещё говорил, что не числом побеждают, а умением. В бою, кроме оружия, важен грамотный военачальник, специалист по стратегии и тактике.

В сражении побеждает более умный полководец, даже если он уступает противнику по численности и вооружению. Так, в IX в. до н. э. Авдий, управитель дома царя Израиля, был так умён, что его поставили во главе войска, собравшегося противостоять наступлению ассирийского царя. Авдий сумел повернуть вспять армию свирепого царя Саламансара, не знавшего поражений. У ассирийского правителя было намного больше воинов и колесниц, но Авдий превзошёл его в тактике и стратегии.

В июле 1240 года, на невском берегу, новгородские войска князя Александра Ярославовича сошлись в бою со шведами. Основные силы Александра с флангов прикрывали пешие ополченцы. Князь выиграл эту битву, хотя противник вчетверо превосходил численностью русских. Александра стали с этих пор называть Невским.

Александр Македонский никогда не ошибался в определении направления главного удара. Великий полководец сосредоточивал в решающей атаке основные силы, и эта тактика всегда помогала ему одерживать победу над противником, даже если тот был сильнее по количеству солдат и вооружению.


В 1572 г. состоялась битва при Молодях — деревней недалеко от Москвы. Крымский хан Гирей остановился здесь с шестидесятитысячной армией. Ему противостояла двадцатитысячная русская армия под командованием князя Михаила Воротынского, который сумел заманить врага в ловушку и уничтожить. Это единственное в своём роде сражение, когда русские, преградив неприятелю путь к Москве, ещё и заставили его с тыла вступить в бой до подхода к столице. В жестоком сражении они истощили силы врага и в подходящий момент нанесли сокрушительный удар.

В ряду стратегических и тактических побед можно вспомнить взятие Суворовым крепости Измаил, Чесменский бой, сражение под Шипкой… Это лишь малая часть примеров из русской и мировой истории, подтверждающих справедливость пословицы.

Но понимать этот фразеологизм можно не только буквально, в применении к военной сфере. Его можно отнести к любому конфликту. Например, недалёкие одноклассники третируют мальчика, который в силу обстоятельства беден, а по природе не наделён выдающейся физической силой. То, что он очень хорошо учится, их раздражает дополнительно. Проходят годы, и этот мальчик становится владельцем фирмы или возглавляет крупную компанию. А тот, кто над ним издевался больше всех, работает у него грузчиком и не смеет просто так подойти к бывшему однокласснику.

Ум — самая большая сила, данная человеку, потому что с его помощью можно сделать то, что невозможно физически.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-рассуждение по пословице «Земля ценится хлебом, а человек - делом»
  • Сочинение-рассуждение по пословице «Каков мастер, такова и работа»
  • Сочинение-рассуждение по пословице «У семи нянек дитя без глазу»
  • Сочинение-рассуждение по пословице «Один в поле не воин»