Основной конфликт пьесы Ибсена «Кукольный дом»


Пьеса Ибсена «Кукольный дом», написанная в 1879 году, представляла собой совершенно новое произведение, не похожее на те, которые выходили в свет. Отличалось многое: проблематика, герои, символы, конфликты.

В пьесе можно наблюдать два вида конфликта — человека с обществом и человека с самим собой. Каждый из них очень важен, так как служит раскрытию темы. И в обоих случаях участницей конфликтов становится Нора. Неслучайно Ибсен сначала назвал свою пьесу именем главной героини.

Итак, мы видим мещанскую семью, в которой муж играет ведущую роль. Он считает, что все должны жить по его правилам. Супруга обязана хорошо выглядеть, воспитывать детей и быть предельно чистой в нравственном плане. Торвальд обращается к супруге только в третьем лице, не упоминает ее имя, использует уменьшительно-ласкательные прозвища. Этим он показывает свое превосходство над женщиной. Но в этих отношениях сквозит фальшь и эгоизм. Это поверхностная забота, а не любовь и понимание.


Но Нора не слабая и смирившаяся дама. Она борец, которая протестует против своего положения различными способами. Даже миндальное печенье, которое она ест тайком от мужа, показывает ее сильный и мужественный характер. Вопреки общественному мнению, Нора берет кредит на лечение Торвальда. Он идет против закона и себя — подделывает подпись отца. Раскрытие этой тайны было для мужчины ударом. Теперь он обязан своей жене тем, что она когда-то пожертвовала своей репутацией и выбрала любовь. Нора вступает в конфликт с обществом, называя законы бесчеловечными. Разве можно судить ту, которая ради любви решила спасти своего мужа.

Еще одна женщина, которая также не смирилась с обстоятельствами и доказала свою состоятельность — фру Линне. Она осталась совсем одна, без мужа и средств к существованию. Тем не менее Кристина работает, а потом берет ответственность за Крогстада и его детей. В ней соединились два начала — мужское и женское. Потребность заботиться о ком-то и самостоятельность. Её жертвенность — важная составляющая семейного счастья.

Еще один конфликт, который мастерски показан Ибсеном — внутренние терзания Норы. Она, которая много лет жила в кукольном домике, неожиданно начинает многое понимать. Что она была лишь игрушкой для Торвальда, что для него важнее внешнее благополучие. Он боится, что общество осудит его. Теперь зная, что муж ее совсем не любит, Нора готова противостоять своим душевным порывам, привязанности, любви. Можно представить, как тяжело было героине бросить мужа и любимых детей. Но чтобы стать личностью, человеком, Нора должна покинуть уютное гнездышко и начать самостоятельную жизнь без успешного адвоката. Мы не знаем, что произойдет с ней в дальнейшем, но главное то, что она стала самостоятельной.

Этим финалом автор хотел сказать следующее — любой человек имеет право на выбор, неважно, кто он — мужчина или женщина, мать или дочь. Такая концовка вызвала у современников море негативных эмоций, поэтому Ибсен был вынужден закончить пьесу по-другому. В одном из вариантов Нора остается и смотрит на своих спящих детей. Но при таком финале нарушается целостность образа.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблематика пьесы Ибсена «Кукольный дом»
  • Черты «новой драмы» в пьесе Ибсена «Кукольный дом»
  • Что такое семейные ценности? (по пьесе Ибсена «Кукольный дом»)
  • Отзыв о пьесе Ибсена «Кукольный дом»