Проблематика пьесы Ибсена «Кукольный дом»


Генрик Ибсен, создавая драму «Кукольный дом», взял за основу реальную историю, произошедшую с его знакомой писательницей Лаурой Килер. Через обычную семейную историю автор ставит важные социальные проблемы и пробует решить их.

Одна из центральных — положение женщин в обществе, их социальное неравенство. Эта проблема поднимается в самом начале пьесы и разрешается в финале. Перед читателем возникает образ Норы, идеальной жены и матери. У нее есть уютный дом, любящий муж, трое детей. Но вскоре мы понимаем, что она играет роль красивой игрушки, которая должна безропотно выполнять указания супруга. Нора должна хорошо выглядеть, уметь танцевать, принимать гостей. Ей многое запрещается, например, есть миндальное печенье. Торвальд переживает из-за внешнего вида супруги, и испорченные зубы ему не нужны.

Внутренний мир героини также совершенно не интересен для Хельмера. Он ничего не знает о ее подругах, увлечениях, переживаниях. Мужчина называет ее лишь уменьшитель-ласкательными прозвищами, подчеркивая ее несамостоятельность.

Неожиданно все меняется, когда Нора осознает свое положение в этом «кукольном доме». Она протестует, ей хочется, чтобы в ней видели личность, человека, а не изящную куколку. Именно поэтому в финале женщина покидает привычный дом, семью и детей. Для нее важно обрести себя и понять, что она из себя представляет.


Полной противоположностью показана Фру Линне. Она самостоятельна и независима. Именно эта женщина играет решительную роль в судьбе Крогстада и его детей.

Еще один вопрос, поднимаемый Ибсеном — моральная ответственность человека за свои поступки и нравственный выбор. Торвальд является тем, кто решает всё за свою жену и других людей. Он не видит в этом ничего преступного, так как мужчина эгоистичен. Именно он выбрал для жены ту роль, которую она должна играть. В результате все герои этой истории становятся несчастны.

Проблема иллюзий и их утрата под влиянием обстоятельств — еще одна проблема, которая возникает в произведении. В жизни Хельмеров все построено на иллюзии. Дом, семья, любовь, уважение оказываются фальшивыми. По сути ничего этого нет. Торвальд оказывается человеком эгоистичным и трусливым, а Нора, которая вначале показана слабой и легкомысленной, сильной и решительной. После истории с поддельным векселем кукольный домик рушится. Иллюзии развеяны, судьбы сломаны.

Вопрос о способности любить также присутствует в этой пьесе. Главная героиня любит своего мужа всем сердцем. Ради него она «влезает в долги» и жертвует своей совестью, подделав подпись отца. Он же совершенно не понимает, как она могла так поступить. Торвальд считает, что на первом месте нормы закона и права. Его любовь и нежные слова «белочка», «птичка» оказываются фальшивыми. На самом деле он не любит свою жену. Ему просто удобно, что рядом с ним красивая женщина, которую не стыдно вывести в свет.

Таким образом, Генрик Ибсен создал свою «новую драму», подняв в ней социальные, философские и нравственные проблемы, которые на тот момент были важными для общества.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Основной конфликт пьесы Ибсена «Кукольный дом»
  • Черты «новой драмы» в пьесе Ибсена «Кукольный дом»
  • Что такое семейные ценности? (по пьесе Ибсена «Кукольный дом»)
  • Отзыв о пьесе Ибсена «Кукольный дом»