Черты «новой драмы» в пьесе Ибсена «Кукольный дом»


Пьеса Ибсена «Кукольный дом» представляет собой яркий образец «новой драмы». Теперь первостепенной задачей драматурга становится воспроизведение духовного склада и мышления эпохи. При этом акцент делается не на историческое прошлое и национальный колорит, а на современность.

Автор считал, что писать надо не объясняя и не выделяя идею произведения. Читатель должен сам дойти до сути, растолковать образы, понять проблематику, расшифровать символы (миндальное печенье). Пьеса должна не только приносить удовольствие, но и заставлять мыслить, рассуждать и сопереживать. Эта же цель и у открытого финала. Мы не знаем, что произойдет с героиней после того, как она покинет богатый и уютный дом мужа. Сможет ли Нора стать личностью и когда это произойдет?

Несмотря на новые черты, драма в своем развитии соответствует классике. В произведении на протяжении всего сюжета сохраняется интрига. Ибсен держит читателя в напряжении, заставляя его придумывать различные варианты событий.

Еще одна главная черта «новой драмы» — конфликт происходит не стихийно, а в соответствии с тем, как ведут себя герои. То есть это вполне закономерное завершение событий. Мы видим, как дом Хельмеров пропитан ложью и фальшью. Для Торвальда главным становится внешнее благополучие. Ему совершенно неважно, что происходит в душе супруги, его не интересует ее прошлое, друзья. Нора лишь играет роль идеальной жены. А ее любовь для мужа ничего не значит.


И вот происходит сам конфликт. Торвальд показывает свою истинную сущность. И на первое место выходят его эгоизм, трусость, зависимость от мнения общества. Он готов пойти на крайние меры — выгнать Нору из дома, лишить ее права видеться с детьми. Только благородство и личное счастье Крогстада мешают Хельмеру так поступить с женой. И мы наблюдаем, как маска благополучия вновь появляется на его лице. Как будто не было этих слов, обвинений, унижений. Торвальд предлагает продолжить эту игру.

И вновь новая черта пьесы — героиня не безмолвное существо и кукла, а человек, обладающий своими правами. Теперь Нора не «белочка» и «птичка», а личность, которая требует к себе уважения.

Все герои, главные и второстепенные, не просто образы, которых автор наделил теми или иными чертами. Это люди, обладающие эмоциями, чувствами, мыслями. Они думают и мыслят по-разному, порой не так как сам драматург. Ибсен считал, что человеческий ум — это самое ценное. И только ум может контролировать поведение. Торвальд не справился с этой ролью, так как его эгоизм оказался сильнее разума.

Новаторством считается язык пьесы. Каждая фраза продумана, наполнена смыслом. Здесь нет ничего лишнего и необдуманного. Иногда кажется, что герои говорят слишком много слов, не относящихся к главной теме драмы. Но это не так. Например, огромный поток слов Норы передает ее волнение, напряжение и страх перед разоблачением.

Все эти черты новой драмы нашли отражение в творчестве других писателей и сыграли решающую роль в становлении театра 19 века.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблематика пьесы Ибсена «Кукольный дом»
  • Основной конфликт пьесы Ибсена «Кукольный дом»
  • Что такое семейные ценности? (по пьесе Ибсена «Кукольный дом»)
  • Отзыв о пьесе Ибсена «Кукольный дом»