Анализ рассказа Чехова «Радость»


1. История создания произведения.

Рассказ был написан в 1883 году, в этом же году опубликован в журнале «Зритель», №3, за подписью А. Чехонте. Первоначальное название произведения — «Велика честь».

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Радость» — рассказ, так как в произведении один центральный герой, описан один эпизод из его жизни, объём — небольшой. Рассказ носит юмористический характер, что подтверждается простотой и краткостью заглавия, коротким вступлением, дающим информацию о времени происходящего, сценичностью диалога, отсутствием портретных характеристик, которые заменены «говорящей» деталью. Кроме того, в основе рассказ лежит забавный случай из жизни.

3. Название произведения и его смысл.

Название «Радость» заключает в себе иронию. Быть может, радость, заявленная автором, вовсе и не радость. Это название заранее говорит читателю о чувстве героя и о том, что сюжет построен на радостном (или безрадостном) событии.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование от третьего лица даёт возможность автору занять стороннюю позицию, без явной оценки события и героя, предоставляя читателю самостоятельность в оценивании.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Тщеславное желание стать известным и сомнительная радость.

Идея: Радоваться можно только достойным своим поступкам, не заботясь при этом о славе.

Известно, что «добрая слава лежит, а худая — впереди бежит». В рассказе именно «худая» слава снизошла на героя, чему он несказанно обрадовался.

Проблематика: Глупость и мелкое тщеславие человека.

Смеясь над героем, автор в то же время грустит. Чехову хочется, чтобы кто-то узнал себя, задумался и попытался стать другим человеком — умным, с чувством собственного достоинства.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Митя Кулдаров, молодой человек, среди ночи ворвался в родительский дом, всех перебудил воплями о своей великой радости, причина которой — напечатанный в газете курьёзный случай, происшедший с ним. Оказывается, будучи в сильном подпитии, он упал под копыта лошади, которая протащила через него сани с сидящим купцом. Захлёбываясь от восторга, Митя читает заметку остолбеневшим родителям, даже не замечая их реакции. Затем срывается с места и бежит оповестить соседей и родню о свалившейся на него «славе».

7. Система образов произведения.

Дмитрий Кулдаров — коллежский регистратор, то есть чиновник низкого ранга, фигура незначительная. Возможно, поэтому молодой человек тешится заметкой в газете, которая принесла ему известность. Его не смущает, что в напечатанной истории он выглядит не лучшим образом. Точнее, Митя просто оскандалился. Тем не менее герой охвачен восторгом от своей всероссийской известности. Поведение Мити выдаёт его глупость.

Родители Дмитрия, по-видимому, в курсе умственных достоинств сыны, так как при сообщении Мити, что про него «пропечатали», отец побледнел, а мать перекрестилась. Понятно, что ничего хорошего они не ожидали. Родителей он при этом полагает людьми дремучими, поскольку они газет не читают. Себя Митя считает образованнее, умнее родителей, однако слово «гласность», употребляет некстати, не понимая его значения (свобода печати), называет этим политическим термином напечатанную историю, в которой он предстал в некрасивом виде.

Герой рассказа смешон и достоин жалости.

8. Композиция произведения.

Рассказ сразу начинается с завязки, когда Митя влетел в квартиру родителей.

Развитие действия: сестра, братья, родители проснулись и вышли узнать о радости Мити. Герой, захваченный восторгом, говорит сумбурно, восклицает о своей известности. Все напряжены: в чём же дело? «Читайте! Читайте!».

Кульминационный момент: папаша стал читать. Все заинтригованы: что же произошло?!

Развязка: Митя, оказывается, обезумел от радости из-за того, что на всю Россию «пропечатали», как он пьяный свалился под копыта лошади.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Главный приём в рассказе для создания комического эффекта — несоответствие. Великая радость героя не соответствует тому положению дел, которое вызвало эту радость. Ему бы следовало постыдиться. Автор использует и гиперболу (преувеличение). Неумеренный восторг Мити, его преувеличенная радость делают развязку более неожиданной и забавной.

10. Отзыв о произведении.

Рассказ «Радость» А.П. Чехова не теряет актуальности. Люди не меняются: тщеславие и глупость никуда не исчезли. В наше время более чем когда-либо люди стремятся к сомнительной известности. Благо, есть социальные сети, где можно выкладывать о себе всё, что может привлечь внимание других к своей персоне. А ещё есть ток-шоу, где можно легко попиариться. И самые постыдные моменты своей жизни человек выставляет напоказ. Зато после этого о нём знают все.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ рассказа Чехова «Размазня»
  • Анализ рассказа Чехова «Смерть чиновника»
  • Анализ рассказа Чехова «Спать хочется»
  • Анализ рассказа Чехова «Студент»