Анализ рассказа Чехова «Ванька»


1. История создания произведения.

Рассказ «Ванька» был написан в 1886 году, в декабре этого же года опубликован под псевдонимом Антоша Чехонте в рубрике «Рождественские рассказы» «Петербургской газеты».

Прообразом героя произведения, по мнению исследователей, мог стать сам Чехов, детство которого прошло в отцовской лавке, было тяжёлым, вспоминать о нём Чехову было «тошно и страшно». Им же мог быть и родственник Антона Павловича Михаил, отец которого, хозяин переплётной мастерской, находясь в трудном положении, отдал сына в услужение одному купцу, где тот работал за скудную пищу.

2. Жанр произведения. Признаки жанра.

«Ванька» — рассказ, потому что произведение невелико по объёму, примечательно одной сюжетной линией (судьбой одного героя) и описанием одного эпизода из жизни героя.

3. Название произведения и его смысл.

Краткое и ёмкое название по имени главного героя — «Ванька». Какой в нём может быть смысл? Возможно, в полном имени Иван (Иоанн), значение которого — Бог смилостивился. Возможно, в сострадании писателя маленькому горемычному мальчику, ещё чистому душой, которого хочется обогреть.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

В рассказе чередуется авторское повествование (от третьего лица) и повествование Ваньки в письме (от первого лица). Таким образом, сочетается объективный взгляд автора и субъективный взгляд героя, при этом даже в отсутствие прямой речи письма мальчика Чехов порой смотрит на ситуацию с точки зрения Ваньки.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема произведения — детство, потерянное в «людях».

Идея: нельзя калечить детство ребенка, он должен расти в заботе и любви.

Проблематика: Жестокость и равнодушие взрослых людей к обездоленному ребёнку.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Действие происходит под Рождество. Ванька Жуков, деревенский мальчик девяти лет, не так давно отданный «в люди» московскому сапожнику, пишет трогательное письмо «милому дедушке Константину Макарычу». Поздравив деда с Рождеством, Ванька переходит к описанию своей жизни у хозяев. Накануне сапожник Аляхин выпорол его за то, что он уснул над люлькой ребёнка, не качал его. И хозяйка была жестока с ним, издевательски тыкала ему в лицо мордой селёдки, потому что он не так её чистил. Терпит мальчик и от подмастерьев, которые заставляли его воровать хозяйские огурцы и посылали в кабак за водкой.

В то же время Ванька с тоской и теплотой вспоминает деревню, весёлого деда, его собак. Он вспоминает, как хорошо было ему в деревне на Рождество, перед его мысленным взором встаёт картина, как выбирали они с дедом в лесу за рождественскую ёлку для господского дома. В душе Ваньки живёт тёплое чувство к барышне Ольге Игнатьевне, которая выучила его читать, писать, помогла ему освоить счёт и даже танец кадриль.

Слёзно просит Ванька деда увезти его из Москвы обратно в деревню, запечатывает письмо в конверт, на котором выводит адрес «на деревню» (без названия) и указывает адресат «дедушке, Константину Макарычу». После отправки письма Ванька, согретый сладкой надеждой, крепко засыпает и видит хороший сон, как дед на печи и зачитывает кухаркам его письмо.

7. Система образов произведения.

Ванька Жуков — главный герой рассказа. Круглый сирота девяти лет. Жил в деревне, в помещичьем имении с матерью, горничной в господском доме. Когда она умерла, его отправили сначала в людскую, а затем — в Москву, в ученики к сапожнику. В доме сапожника ему очень плохо: бьют, плохо кормят, не дают выспаться.

Дедушка Константин Макарыч — маленький, юркий старик лет шестидесяти пяти. Он состоит на службе у господ сторожем, всегда навеселе, с нюхательным табаком, любит заигрывать с прислугой противоположного пола.

Ольга Ивановна — барышня, которая от нечего делать обучила Ваньку грамоте, потчевала леденцами, но когда мальчишку «спроваживали» в Москву, видимо, не замолвила за него слова.

Сапожник Аляхин и его жена. Эти люди благочестиво идут к заутрене. Вроде бы они православные христиане, но по сути это фарисеи, которые следуют букве закона, а не духу Евангелия. Относятся они к мальчику не по-христиански, не сострадают его сиротству, нещадно эксплуатируют и жестоко наказывают.

8. Композиция произведения.

Экспозицией рассказа можно назвать подготовку Ваньки к написанию своего послания. Начало письма с поздравления — завязка. Кульминация — рассказ Ваньки о его невыносимой жизни в Москве, просьба забрать его в деревню. Развязка — в окончании письма, запечатывании его в конверт, написании адреса, ставшего крылатым выражением. Эпилог — счастливый сон, как дед получил письмо и зачитывает его, сидя на печи.

9. Художественные средства. Приёмы, раскрывающие идею произведения.

Ванькины воспоминания деревни Чехов украшает эпитетами, метафорами, которые подчёркивают отрадность картины для Ваньки: прозрачен и свеж (воздух), Млечный путь вырисовывается ясно, небо, усыпанное звёздами, ярко-красные окна деревенской церкви.

Речь Ваньки полна фразеологизмов, что характеризует его принадлежность к простому народу: кланяться в ножки, сделай божескую милость, сечь как сидорову козу, бога молить.

10. Отзыв о произведении.

Современники неоднозначно встретили рождественский рассказ А.П. Чехова. Высоко оценил его Лев Толстой. Часть критиков считает этот рассказ антирождественским, так как чудо, на которое Ванька уповает, не произойдёт из-за неправильного адреса. Действительно, по драматизму рассказ Чехова близок к святочному рассказу Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».

В то же время финал рассказа Чехова остаётся открытым. Возможно ли для Ваньки спасение? Счастливый сон мальчика приходится на Рождество, он не может быть обманным. Чудо как раз и может произойти неведомыми путями, и письмо каким-то образом пьяный извозчик доставит на деревню дедушке.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ рассказа Чехова «Налим»
  • Анализ рассказа Чехова «О любви»
  • Анализ рассказа Чехова «Вишневый сад»
  • Анализ рассказа Чехова «Дама с собачкой»