Анализ стихотворения Блока «О, весна без конца и без краю…»


События 1907 года тяжким грузом легли на сердце А. Блока. Его жена Любовь Менделеева весной ушла к А. Белому. Александр Александрович очень любил супругу. Он втайне мечтал, чтобы она вернулась, хоть и увлёкся Натальей Волоховой. Пережить расставание с женой А. Блоку помогло творчество. Множество стихотворений вышло из-под его пера в этот период. В ноябре 1907 года было создано произведение «О, весна без конца и без краю». Оно стало частью цикла «Заклятие огнём и мраком».

Анализируемое стихотворение относится к философской лирике, но есть в ней также признаки интимной и пейзажной поэзии. Жанр произведения – элегия. Тема – обращение к весне, ощущение её присутствия в душе. А. Блок показывает, что весна способна влиять на эмоциональное состояние и не всегда она приносит радость. Нужно уметь принимать эту пору года, даже если она принесла боль и разочарования.

В центре стихотворения лирический герой, встречающий весну. Он замечает, что весенняя пора, как и мечта, не имеет ни конца, ни края. В ней герой узнаёт жизнь. Он понимает, что человеческое бытие – борьба, поэтому встречает жизнь «звоном щита». Лирический герой утверждает, что готов к любым поворотам: неудачам и успехам. Он считает, что нельзя скрывать свои эмоции. Нет ничего позорного в плаче и смехе.


Весенние ночи – пора размышлений. Лирический герой уже представляет «воспаленные взоры», раздражаемые и пьянимые весной. Он встречает весеннюю пору у порога. А. Блок создает её лаконичный портрет. Это женщина с ветром в кудрях. Её холодные губы сжаты, а на них читается имя бога, которое невозможно разгадать. Встречу с весной лирический герой называет враждующей, поэтому говорит, что никогда не бросит щит. Он клянёт весеннюю пору за мучения и гибель, но всё равно принимает её. Зная биографию Александра Александровича, можно легко догадаться, о каких мучениях идёт речь.

Стихотворение А. Блока «О, весна без конца и без краю…» состоит из семи катренов с перекрёстной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. Строки написаны разностопным анапестом. Стихотворение условно делится на две смысловые части: рассказ лирического героя о том, что он принимает весну со всем, что она несёт; предвкушение враждующей встречи с весенней порой. Во второй части появляется персонифицированный образ весны.

Раскрыть тему, донести идею, создать оригинальные образы А. Блоку помогают художественные средства. В тексте есть эпитеты («бессонные споры», «темные окна», «пустынные веси», «рабьи труды», «буйный ветер», «змеиные кудри», «холодные и сжатые губы», «враждующая встреча»), метафоры («приветствую звоном щита», «раздражала, пьянила весна», «колодцы земных городов»). Также важную рол играют риторические обращения: «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!», «И удача, тебе мой привет!».

Привлекает внимание интонационный рисунок произведения. При помощи восклицательных предложений А. Блок выражает свою готовность встретить весну. Также в тексте использованы оборванные синтаксические конструкции.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Блока «Сны»
  • Анализ стихотворения Блока «Ворона»
  • Анализ стихотворения Блока «Золотистою долиной…»
  • Анализ стихотворения Блока «Зайчик»