Анализ стихотворения Блока «Сны»


В детстве А. Блок очень любил слушать и читать сказки, переноситься в волшебные миры. Не удивительно, что и в творчестве взрослого поэта нашлось место для сказки. 1912 г. был исполнен для Александра Александровича поездками в европейские страны. В этот период, осенью 1912 г., было написано стихотворение «Сны», которое позже было опубликовано в сборнике поэтических сказок.

Тема анализируемого произведения – сказка в детском воображении. Автор показывает, что для детей фантастические рассказы – нечто особенное. Они учат ребенка мечтать, фантазировать, размышлять над вопросами добра и зла.

В центре стихотворения лирический герой – маленький ребёнок, который засыпает под сказку няни. Строки написаны от первого лица, поэтому читатель переносится в сказочный мир вместе с лирическим героем.

В первых строках мальчик говорит, что уже пора спать, но ему жалко, ведь хочется скакнуть на коня-качалку. Тем не менее, ребёнок не делает этого. Он внимательно слушает сказку няни и представляет всё, о чём она говорит. Сказка эта «древняя, древняя» о царевне и богатырях. Царевны в сказках обычно обладают неописуемой красотой. Герой о ней не говорит, но прекрасно выражает своё восхищение эмоциями: «О заморской, о царевне, о царевне… ах…».


Вдруг няня начинает рассказывать о коннике в латах. Герой сказки манит за собой мальчика. Ребенку кажется, что вместе с конником он мчит в далёкие края, где спит царевна в хрустальной кровати. Сон её длится вот уже сто ночей. Свет лампадки не пробуждает её, хоть сквозь сон девушка слышит, как рыцари пытаются разбить мечами хрустальную стену и пробраться к ней. Семь дней конник пытался справиться со стеной. Наконец, он возле царевны.

Лирический герой, дослушав сказку, потихоньку засыпает. Он понимает, что спит. Но даже во сне говорит лампадке, что любит её зеленый огонёк. Лампадка в стихотворении символизирует сказку, детские мечты.

Стихотворение А. Блока «Сны» состоит из катренов. Строки в них объединены перекрёстной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. По смыслу произведение можно условно разделить на несколько частей: рассказ мальчика о том, что он не может уснуть; постепенное погружение в сказку; рассказ о «путешествии» с конником, рассказ лирического героя о том, что он засыпает.

Тема стихотворения раскрывается при помощи художественных средств. В тексте использованы эпитеты («сказка древняя», царевна «заморская», «дымно-синие туманы», кроватка «хрустальная», «зеленый свет», конник гневный»), метафоры («няня тянет свой расказ», «за моря, за океаны он манит и мчит»), повторы («сказка древняя, древняя», «спит в хрустальной, спит в кроватке»), риторическое обращение («Луч зеленый, луч лампадки, я тебя люблю!»).

Привлекает внимание синтаксическое строение произведения. Некоторые предложения, построены на элипсисе («луч лампадки, как в тумане», «на седьмую – над царевной светлый круг лучей»), инверсии («идет конница», «за моря, за океаны он манит и мчит»).




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Блока «Ворона»
  • Анализ стихотворения Блока «О, весна без конца и без краю…»
  • Анализ стихотворения Блока «Золотистою долиной…»
  • Анализ стихотворения Блока «Зайчик»