Анализ стихотворения Блока «Ворона»


Большинство произведений А. Блока адресовано взрослым, но есть в его творческом наследии и стихотворения, написанные для маленьких читателей. Они вошли в сборники «Сказки» и «Круглый год», изданные в 1913 году. Произведения А. Блока для детей основаны на детских впечатлениях поэта. Известно, что с ранних лет Александр Александрович любил животных. Это тоже отобразилось в его произведениях. Подтвержденьем этому является стихотворение «Ворона», написанное осенью 1912 года.

Тема анализируемого произведения – рассказ о вороне, которая радуется весне. Автор утверждает, что человеку стоит поучиться у животных, птиц радоваться простым вещам. Кроме того, А. Блок показывает красоту весенней поры, её особенную атмосферу.

В центре стихотворения ворона. Птица сидит на крыше. А. Блок акцентирует внимание на том, что она ещё с зимы осталась лохматой. Эта деталь подсказывает, что зимние дни были суровые. Ворона слышит, что воздух наполняется весенними звонами и это захватывает её дух. Птица будто оживает, начинает скакать, поглядывать на землю.

Ворона пытается разглядеть, «что белеет под нежной травкой». Мы понимаем, что это остатки снега, который сохранился в тени. Только теперь он не кажется таким холодным. Вдруг птица замечает, что-то желтое под лавкой. Это прошлогодние стружки. Они радуют птицу, ведь для неё это всё игрушки. Ворона довольна: наступила весна, и стало свободно дышать.

Образ вороны символичный. В анализируемом стихотворении его стоит толковать в позитивном ключе. Ворона символизирует мудрость, в некоторых странах – связь между небом и землей.


Стихотворение А. Блока ворона состоит из шести двустиший. Строки объединены параллельной рифмовкой. В тексте использованы только женские рифмы. Стихотворный размер – анапест. По смыслу стихотворение можно условно разделить на части: лаконичное описание лохматой вороны на крыше, рассказ о том, что чувствует птица, понимая, что пришла весна.

Раскрыть тему, реализовать идею, создать образ вороны А. Блоку помогают художественные средства. В тексте есть эпитеты («крыша покатая», ворона «лохматая», «вешние звоны», «глупый скок», «нежная травка», «серая лавка», «мокрые стружки», «дышать ей привольно»), метафора («дух занялся у вороны»). При помощи эпитетов автор ненавязчиво передаёт цветовую гамму ранней весны.

Привлекает внимание интонация произведения. А. Блок использовал оборванные синтаксические конструкции, восклицательное и вопросительное предложения. Интонация является вспомогательным инструментом для воспроизведения атмосферы ранней весны.

В некоторых строфах используется аллитерация. Например, радость птицы подчеркивается при помощи слов с согласным «р»: «Прошлогодние мокрые стружки… Это все у вороны – игрушки».

Акцентировать внимание на важных деталях автору удается посредством синтаксических конструкций с инверсиями («вниз на землю глядит она боком», «ворона на крыше покатой так с зимы и осталась лохматой»), элипсисом («а уж в воздухе – вешние звоны»).




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Блока «Сны»
  • Анализ стихотворения Блока «О, весна без конца и без краю…»
  • Анализ стихотворения Блока «Золотистою долиной…»
  • Анализ стихотворения Блока «Зайчик»