Анализ стихотворения Бродского «Часть речи»


«Часть речи» - цикл стихотворений, написанных И.А. Бродским. Поэт создавал их на протяжении 1975 – 1976 гг. Цикл несколько раз переиздавался в сборниках, он же дал название одному из сборников поэта. Существуют разные его варианты. Исследователи утверждают, что Иосиф Александрович гордился тем, что его книга была названа «Часть речи».

Стихотворения, которые вошли в цикл относятся к интимной лирике, но есть в них также признаки пейзажной поэзии. Исследователи до сих пор спорят о жанре. Стихотворения рассматривают отдельно, называя их миниатюрами. Те же, кто воспринимают цикл, как целостный текст, называют его поэмой, лирическим дневником.

В «Части речи» раскрыто несколько тем. Центральными являются темы любви, одиночества, быстротечности времени, тленности всего материального. Автор показывает, что настоящая любовь не исчезает бесследно, а в «грядущее» невозможно шагать, не вспоминая прошлое.


В центре стихотворений цикла лирический герой, которого съедают одиночество и мысли о возлюбленной. Лирический герой наблюдает за природой вокруг, за быстрым течением времени. Заметно, что он скучает по возлюбленной: «в поисках милой всю-то ты проехал вселенную». В душе лирического героя зима, видимо, поэтому ему не нравится лето: «Я не то что схожу с ума, но устал за лето». В произведении есть интересная фраза: «За рубашкой в комод полезешь, и день потерян». Можно предположить, что в комоде хранятся вещи, с которыми у лирического героя связаны какие-то воспоминания. Мужчина начинает их рассматривать, и день пролетает незаметно.

В каждом стихотворении-миниатюре раскрываются какие-то переживания лирического героя. Он то пытается отстраниться от своих эмоций, то доходит до предела, «извываясь на простыне». Не удивительно, что его называют лирическим дневником. Почему же цикл получил название «Часть речи»? В одном из его стихотворений автор говорит, что от всего человека остается лишь «часть речи», то есть нечто нематериальное, то, что невозможно забыть.

Анализируемый цикл состоит из стихов, в каждом из которых по 12 строк. Строки объединены перекрестной рифмовкой. По смыслу его тяжело разделить на части, так как эмоции в них тесно переплетаются. Тем не менее, выделяются строки посвященные возлюбленной лирического героя, и те, в которых он размышляет о своей судьбе, признаваясь, что добровольно её принял. Последнее стихотворение – попытка лирического героя представить «грядущее».

Переживания лирического героя цикла стихотворений И.А. Бродского «Часть речи» раскрываются посредством художественных средств. В тексте есть эпитеты («темно-синее утро», «худой мешок», «пустая голова»), сравнения («улыбка скользнет, точно тень грача по щербатой изгороди», «твой мозг перекручен, как рог барана»), метафоры («облысенье леса», «голос старается удержать слова», «взвизгнув в пределах смысла», «за сегодняшним днем стоит неподвижно завтра»), гипербола («в поисках милой всю-то ты проехал вселенную»).




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Бродского «Новый Жюль Верн»
  • Анализ стихотворения Бродского «Назидание»
  • Анализ стихотворения Бродского «Я входил вместо дикого зверя в клетку…»
  • Анализ стихотворения Бродского «Postscriptum»