Анализ стихотворения Бродского «Назидание»


Стихотворение «Назидание» И.А. Бродский написал в 1987 г. Тогда он жил в эмиграции и полностью посвятил себя общественной и литературной деятельности. В своих поэтических творениях Иосиф Александрович ярко, метафорично выражал взгляд на жизнь.

Анализируемое произведение написано в форме обращения к читателю. Автор дает советы, как себя вести, путешествуя в Азии. В стихотворении ярко выражены нотки философской лирики. Жанр его можно определить как послание.

Тема стихотворения – советы путешественнику, который собирается в Азию. Указанная тема метафорична, так как, на самом деле поэт советует, как жить в этом опасном мире. Иосиф Александрович показывает, что нужно быть осторожным, чтобы выжить, лучше не отличаться от серой массе. Тем не менее, в словах поэта нетрудно заметить иронию. Он насмехается над слишком осторожными людьми.

В центре произведения лирический герой, который видимо, побывал в Азии, ведь уверенно дает советы, как себя вести. Уже в первых строках он говорит, что в чужих домах Азии ночевать лучше в углу, ведь там тяжелее замахнуться кому-то топором. Лирический герой уверен, что выбирать лучше ту избу, где есть маленькие дети, а общаться с людьми старше пятидесяти лет. Нужно быть также внимательным с деньгами. Мужчина даже рассказывает, куда их лучше спрятать.


В горах передвигаться также нужно по-особенному – медленно, побеждая страх. Далее также находим советы, как вести себя в пустыне, на реке. Лирический герой советует не выдавать то, что знаешь язык. Вообще лучше никак не выделяться: стоит не умывать лицо, ходить в серо одежде, лишь бы тебя не заметили. Нельзя даже в письмах «из этих мест» рассказывать о приключениях в пути». В последних строках авто делает акцент на то, что любое пространство нуждается во взгляде со стороны.

Стихотворение И.А. Бродского «Назидание» делится на одиннадцать восьмистиший, каждое из которых посвящено какой-то микротеме, является отдельным советом лирического героя. Строки в строфах объединены параллельной рифмовкой. Рифмы мужские.

В анализируемом произведении много художественных средств. И.А. Бродский использовал метафоры («будь глух и нем», «демоны по ночам в пустыне терзают путника», «от тебя останется тоже одна душа»), эпитеты («чужие дома», «широкая скула», «рябая кожа», «вьющаяся тропа»), сравнения («в полынье лучше барахтаться, чем в вязком, как мед, вранье»), антитеза («величественные издалека, бессмысленные вблизи горы есть форма поверхности»). Палитра художественных средств разнообразна: поэт использовал традиционные ассоциативные комплексы и оригинальные, индивидуально-авторские.

В некоторых строках использована метафора. Например, шелест писем, тревога изображены посредством слов с согласным «с»: «В письмах из этих мест не сообщай о том, с чем столкнулся в пути. Но, шелестя листом, повествуй о себе…». Суровость края подчеркивается словами с «р»: «Не доверяй отраженью. Переплывай на ту сторону только на сбитом тобою самим плоту».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Бродского «Часть речи»
  • Анализ стихотворения Бродского «Новый Жюль Верн»
  • Анализ стихотворения Бродского «Я входил вместо дикого зверя в клетку…»
  • Анализ стихотворения Бродского «Postscriptum»