Анализ стихотворения Бродского «Новый Жюль Верн»


Стихотворение «Новый Жюль Верн» И. Бродский написал в 1976 г., спустя четыре года после отъезда в эмиграцию. Уже название анализируемого произведения отсылает нас к творчеству французского писателя-фантаста Жюля Верна. В стихотворении Иосифа Александровича нетрудно узнать события, описанные в романе «Двадцать тысяч лье под водой» (1870). Некоторые же события соотносятся с романом-притчей Г. Мелвилл «Моби Дик». В анализируемом произведении писатель не просто раскрыл морскую тему, посредством нее он поднял проблему человеческой жизни.

Тема произведения И. Бродского – жизнь под водой, судьба штурмана Бенца. Автор показывает, что жизнь под морской гладью бурлит, она не изведана человеком полностью, поэтому пугает его. Кроме того Иосиф Александрович показывает, что наша жизнь – как корабль. Часто не так важно, кто вокруг него, важно, кто в нем.

Центральный образ стихотворения – штурман Бенц. Исследователи до сих пор спорят, кто скрывается под этим образом – капитан Немо или сам автор. Если рассматривать Бенца как воплощение Иосифа Александровича, то анализируемое стихотворение стоит воспринимать как выражение отношения поэта к путешествиям, к жизни в новых условиях.

Произведение начинается описанием происходящего на корабле и вокруг него. Корабль разрезает волны, вокруг него плавают дельфины. Морское путешествие дается нелегко: «как однажды заметил кто-то, только бутылки в баре хорошо переносят качку». В первой части символическим является образ обезьяны, которая убегает от натуралиста. Натуралист – Бог, который ставит опыты над человеком. Символом человека и является обезьяна.

Во второй части автор пытается сравнить между собой всех, кто плывут на корабле. Он находит отличия и делает вывод, что только «корабль не отличается от корабля». И. Бродский позволяет читателю послушать о чем разговаривают на палубе и в кают-компании. При помощи такого приема он поднимает важные проблемы.


Несколько строф посвящено морю и его жителям. Особое внимание обращено на кита – величественное животное в его первозданном, диком виде. Автор предполагает: стоило бы Дарвину нырнуть в море – и наука была бы другой. Кроме того, море таит в себе тайну затопленных кораблей.

В шестой части мы видим, как пассажиры пугаются гигантского морского спрута. И. Бродский не рассказывает про их судьбу, но мы догадываемся, что чудище съедает их. В девятой части читаем письма Бенца, которого проглотил осьминог. Жак не только жив, но и пытается исследовать морского жителя изнутри, найти выход. Бенц встречается с Немо, ужинает с ним. Ему жалко одинокого капитана. Письма обрываются.

В последних строках описывается реакция адмиралтейства и директора Компании, когда корабль не приходит в порт. Они не могут узнать, что случилось, и в этом тоже торжество воды над сушей. Только газеты пытаются истолковать ситуацию, да женщина, потерявшая близкого человека «хватается за косяк и оседает на пол».

Стихотворение состоит из десяти частей, в каждой из которых по нескольку строф с разным количеством строк. Использованы разные виды рифмовки, но преобладает перекрестная. Разделение на части соответствует содержанию.

В произведении множество художественных средств. Есть метафоры («их жуткий вид леденит нашу кровь», «пространство хранит ответ», «пляска волн»), эпитеты («злая воля»», «гигантский спрут», «пересохшая глотка»), литота («на земле существуют четыре стены и крыша»), сравнения («с глазами голубыми, как у младенца», «каждый парус выглядит в профиль, как знак вопроса»).




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Бродского «Часть речи»
  • Анализ стихотворения Бродского «Назидание»
  • Анализ стихотворения Бродского «Я входил вместо дикого зверя в клетку…»
  • Анализ стихотворения Бродского «Postscriptum»