Анализ стихотворения Саши Черного «Волк»


Стихотворения Саши Черного для детей не только поучительные, но и весёлые. Добрый юмор приходится по душе и маленьким, и взрослым. Примером такого произведения является «Волк». Оно было написано в 1920 году, вошло в цикл «Весёлые глазки». В 1921 году стихотворение опубликовали в сборнике «Детский остров».

Тема анализируемого произведения – рассказ о смешном приключении ребят. Саша Черный показывает, что нужно уметь посмеяться над собой. Кроме того, он доказывает, что нужно верить своим глазам, а не тому, что услышал от других.

Произведение начинается описанием деревни, которая спит в снегу. В ней царит тишина, которую автор передает лаконичной фразой: «Ни гу-гу». Беззвучно идет снег. Зимняя пора – время развлечений для ребят. Не удивительно, что они на льду катаются на санках.

Дети едут в ряд. Кто-то из них сидит на санках, а кто-то везёт. Ребят много, поэтому их обоз растянулся до березок. Вдруг катание прерывается громким голосом передового. Он кричит, что нужно остановиться, ведь впереди волк. Хохот смолкает, и дети бросаются врассыпную. Кто-то случайно замечает, что никакого волка нет, а перед ними Барбос. Компания детей взрывается хохотом и словами: «Ай да волк!»

Лирический герой анализируемого произведения – один из ребят. Он также выступает наблюдателем.


Стихотворение Саши Черного «Волк» состоит из шести трехстиший. Во второй и третьей строках использована параллельная рифмовка. Первые строки рифмуются со словами во вторых. Стихотворный размер – разностопный хорей. Произведение также делится на смысловые части: лаконичное описание деревни и рассказ о ребятах, которые катаются на льду; рассказ о «побеге» от волка; «разоблачение волка». В последних строфах использована прямая речь. Она позволила автору ярче выразить эмоции детей.

Раскрыть тему и реализовать идею автору помогают художественные средства. В тексте использованы метафоры («вся деревня спит в снегу», «месяц скрылся на ночлег», «дружно саночки визжат», «хохот смолк», «брызнули назад»), эпитет («дружно визжат»), сравнение («Ух, как брызнули назад! Словно град»).

Привлекает внимание синтаксическое строение произведения. Динамичности повествованию придает элипсис: «Ребятишки все на льду…», «Кто – в запряжке, кто – седок», «Ветер в бок», «Как брызнули назад!», «Хохот, грохот, смех и толк…» Также в тексте использована инверсия: «вьется снег», «вдруг кричит передовой», «врассыпную все с пруда».

В некоторых строках использована аллитерация. Например, резкое движение ребят назад передается при помощи слов с согласным «р»: «Ух, как брызнули назад! Словно град. Врассыпную все с пруда». Тишина зимнего погожего денька передается при помощи слов с согласным «с»: «вся деревня спит в снегу», «месяц скрылся на ночлег», «вьется снег».

Важную роль в воспроизведении эмоций детей играет интонация. В тексте использованы восклицательные и вопросительная синтаксические конструкции. Они помогают передать испуг детей, а потом их смех над собой.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Саши Черного «Летом»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «Снежная баба»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «Рождественское»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «Зеленые стихи»