Анализ стихотворения Саши Черного «Зеленые стихи»


Оригинальное стихотворение о весне «Зеленые стихи» Саша Чёрный написал в 1921 году. В этом же году оно вошло в сборник «Детский остров». Произведение стало частью цикла «Песенки».

Тема «Зеленых стихов» – весенняя природа, радующая глаз сочными зелёными красками. Автор показывает удивление и восхищение зелёным пейзажем, призывает замечать красоту вокруг, любоваться ею.

Лирический герой произведения выступает в качестве отстраненного наблюдателя. Он замечает, что вокруг всё зеленое: опушки, пруд, крыша дома, деревья, ель, мох. Зелененькие лягушки и кузнечики распевают песенки. Вдруг в произведении появляются сказочные персонажи – зелененькие гномы. Они сидят между трубами и наблюдают за тем, что происходит вокруг.

Один из гномов замечает гимназиста, который выделяется на зеленом фоне рыжими волосами. Гном с удивлением и даже неким пренебрежением спрашивает у своего товарища, почему мальчик не зелёный. Интересно, что при этом он называет его «гимназистиком». Такая форма слова показывает недовольство гнома от того, что гимназист не злёный. Но старший гном, зевая, говорит младшему, чтобы тот не приставал. Не совсем понятно, старший гном хочет, чтобы товарищ не тревожил его или гимназиста.


Произведение Саши Черного «Зелёные стихи» состоит из пяти катренов с перекрестной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. Строки написаны разностопным хореем. По смыслу стихотворение условно делится на две части: описание зелёного пейзажа, разговор двух гномов. Во второй части использована прямая речь, которая позволяет читателю стать частью сказки.

Важную роль в раскрытии темы и донесении идеи играют художественные средства. Ключевыми в системе тропов являются эпитеты «зелёный», «зелёненький»: «зеленые лягушки», «зелененький кузнечик», «зеленая крыша». Есть и другие эпитеты: «младший гном», «старший гном», «зевает сонно», «рыжий гимназистик». Также в стихотворении использованы метафоры: «сноп зеленых свечек», «зеленый пол», «кузнечик песенку завел», «лягушки песенку поют», «спит зеленый дуб». В последнем катрене привлекает внимание повтор: «Май теперь ведь… май!»

Интонация стихотворения Саши Черного спокойная, только в разговоре гномов используются восклицательные и вопросительные синтаксические конструкции. Второй катрен – оборванное предложение. Таким образом, поэт будто бы подталкивает читателя присмотреться, прислушаться к зелёной красоте.

Яркость зеленого цвета, неповторимое звучание весенней природы кажутся более выразительными благодаря аллитерации «з»: «и зелененький кузнечик песенку завел». Сонное состояние гнома подчеркивается при помощи слов с согласными «с», «ц»: «Старший гном зевает сонно: «Цыц! не приставай».

Таким образом, Саша Чёрный оригинально передал красоту весенней природы, используя эпитет «зелёный». Содержание стихотворения прекрасно отображает название «Зелёные стихи». Кроме того, оно вызывает интерес и подталкивает прочитать произведение.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Саши Черного «Летом»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «Волк»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «Снежная баба»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «Рождественское»