«Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу» (по тексту Пришвина)


В чем заключено влияние природы на человека? Только ли оно положительно или только отрицательно? На эти вопросы отвечает русский писатель М.М. Пришвин.

Проблема влияния природы на сущность человека раскрывается в тексте через рассуждения автора о том, что природа является человеку «и матерью, и злой мачехой».

Говоря о положительном воздействии природы на человека, автор отмечает, что люди нередко употребляют в речи выражение «мать-природа», потому что человек рождается в природе. М.М. Пришвин утверждает, что «человек содержит в себе всю природу».

Но не забывает автор и о негативном воздействии природы на людей. Он называет природу «местом борьбы человека за существование», поскольку человек может умереть в природе «от нападения на него видимых и невидимых врагов».

Приведенные примеры позволяют подчеркнуть противоречивый характер влияния природы на человека.


Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: природа воздействует на человека как положительно, так и отрицательно, поскольку она дает человеку жизнь, но в то же время заставляет его бороться за собственное существование, а порой – и лишает жизни.

С автором текста нельзя не согласиться. Отношение природы к человеку неоднозначное, противоречивое. Она не может оказывать на людей исключительно положительное или исключительно отрицательное воздействие. Ее влияние зависит и от отношения человека к ней, и от внешних обстоятельств. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.

В рассказе М.М. Пришвина «Голубая стрекоза» продемонстрировано положительное воздействие природы на человека. Лежащий с ранением и умирающий герой, участвовавший в военных действиях, просит «водицы», желая тем самым оказаться у ручья. Слушая «обычную прекрасную песенку», которую пели «струйки ручья», и видя голубую стрекозу, раненый улыбается. Автор выражает мысль о том, что именно нахождение героя наедине с природой помогло ему преодолеть появившееся на жизненном пути препятствие. Рассказчик не умаляет значения докторов, но признается в вере в то, что его товарищу помогли также «песнь ручья» и его «решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью». В рассказе подчеркивается исцеляющая сила природы, связь с которой помогла раненому выжить.

Пример негативного воздействия природы на человека в свою очередь можно найти в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Демонстрируя, что с «божией стихией» не может «совладеть» даже царь, автор подчеркивает, что природа обладает огромной и даже уничтожающей силой, которую человек не может остановить. Сюжет показывает, что из-за наводнения в Санкт-Петербурге погибло большое количество людей, включая и возлюбленную главного героя Евгения Парашу. С помощью образа Евгения, которого наводнение лишило возлюбленной, который потерял смысл собственной жизни, а затем и вовсе сошел с ума, А.С. Пушкин выражает мысль о том, что беды и страдания разбушевавшаяся водная стихия принесла не только тем, у кого были отняты жизни, но и тем, кто остался в живых, поскольку они потеряли своих родных и близких, столкнулись с разрушениями родных домов, не зная, как все забыть и жить дальше.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что высказывание М.М. Пришвина о том, что природа человеку «и мать, и злая мачеха», справедливо, так как природа может оказывать на людей как положительное, так и отрицательное влияние.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошёл в свой кабинет. Жена молча пошла следом за мужем…» (по тексту Куприна)
  • «В Московском университете преподаётся студентам декламация, то есть искусство говорить красиво и выразительно. Нельзя не порадоваться этому прекрасному нововведению…» (по тексту Чехова)
  • «Бабка Ганя была одинокая. Единственный её внук Вася работал в Гусь-Хрустальном на стекольном заводе…» (по тексту Паустовского)
  • «Это происходило в большой оранжерее, принадлежавшей очень странному человеку, миллионеру и нелюдиму, тратившему все свои несметные доходы на редкие и красивые цветы…» (по тексту Куприна)