«Это происходило в большой оранжерее, принадлежавшей очень странному человеку, миллионеру и нелюдиму, тратившему все свои несметные доходы на редкие и красивые цветы…» (по тексту Куприна)


В чем заключается «странность» человека? Почему многие люди проявляют нетерпимость по отношению к «странным» людям? Относительно этих вопросов рассуждает русский писатель А.И. Куприн.

Проблема нетерпимости к «странным» людям аллегорически раскрывается в тексте через отношение к Столетнику окружающих его в оранжерее цветов.

У Столетника не было «пышной красоты», он не источал прекрасные ароматы, наоборот, он отличался своей уродливостью. И именно за это остальные растения невзлюбили Столетника, который уже приучился быть «изгнанником в этой семье», «постоянным предметом общих насмешек», который «привык к общему презрению». Автор аргументирует такое отношение к Столетнику так: «Цветы никогда не прощают своим собратьям уродливости».

Дополняя мысль об «изгнанничестве» Столетника, писатель помещает в повествование конкретные примеры негативного отношения цветов к нему. Услышав похвалы Столетника в адрес распустившейся Розы-Царицы, другие растения залились «неудержимым смехом», называя Столетника «уродом» с «глупым именем». Почему же так происходит? Цветы видят, что Столетник не похож на них, они не понимают, почему за ним, совершенно некрасивым, в отличие от них, «ухаживают гораздо больше», чем за остальными.


Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: многие люди презирают и осуждают «странных» людей, потому что те отличаются от них, нередко нетерпимость окружающих людей основана на чувстве боязни того, что «странные» люди могут угрожать их душевному комфорту.

С автором текста нельзя не согласиться. Те, кто не похож на других людей, часто оказываются непонятыми, отличия пугают окружающих, которые свой страх выливают в негативное отношение к тем, кого считают «странными». Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» показано, что в доме Фамусова быстро распространяются слухи о том, что Чацкий является сумасшедшим. Читатель понимает, что представителям «фамусовского общества» хотелось верить в сумасшествие главного героя, потому что по-другому они не могли объяснить противоположные взгляды Чацкого на окружающую действительность. Не поняв нравственно отличавшегося от них Чацкого, представители «века минувшего» негативно воспринимали всякое его суждение. Автор выражает мысль о том, что такое нетерпимое отношение к главному герою связано со страхом «фамусовского общества» перед тем, кто восставал против их привычного образа жизни.

Поднятая в тексте проблема находит отражение и в рассказе А.П. Платонова «Юшка». В повествовании главному герою дается такая характеристика окружающими людьми: «непохожий». Именно из-за того что он отличался от других, Юшка постоянно терпел насмешки, издевательства и даже побои. Видно, что жители города не могли мириться с простотой жизни Юшки, с его неозлобленностью, поэтому они вымещали весь свой негатив на этого непохожего на них человека.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что «странные», непохожие на других люди нередко встречаются с презрением и издевательствами по причине того, что окружающие люди боятся тех, чье отличающееся от привычного образа жизни поведение угрожает их душевному комфорту.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошёл в свой кабинет. Жена молча пошла следом за мужем…» (по тексту Куприна)
  • «В Московском университете преподаётся студентам декламация, то есть искусство говорить красиво и выразительно. Нельзя не порадоваться этому прекрасному нововведению…» (по тексту Чехова)
  • «Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу» (по тексту Пришвина)
  • «Бабка Ганя была одинокая. Единственный её внук Вася работал в Гусь-Хрустальном на стекольном заводе…» (по тексту Паустовского)