13.1. «Эпитет обогащает содержание высказывания» – В.Д. Черняк (по тексту А.И. Куприна)


Известный современный лингвист Валентина Даниловна Черняк замечает, что «эпитет обогащает содержание высказывания», имея в виду тот факт, насколько эпитеты насыщают текст дополнительной информацией. С помощью эпитетов автор может пояснить высказанное, дать собственную оценку происходящему, выразить эмоции.

Александр Иванович Куприн использует много эпитетов, помогающих читателю получить из содержания много дополнительной информации. Так, например, уже в предложениях 1-2 эпитет «торопливый шепот» указывает на то, насколько секретной была ночная рыбалка: нужно было успеть ускользнуть из дома незаметно, пока не проснулась «мамашенька» мальчика. Тайное исчезновение впопыхах особенно будоражило мальчишку, оно было чем-то запретным и придавало обычной рыбалке необыкновенную прелесть, притягательность, загадочность. Эпитеты «радостное и тоскливое стеснение (в груди)» в предложении 15 подчеркивают, насколько сильное впечатление оказала рыбалка на сознание ребенка: даже через двадцать пять лет уже взрослый мужчина вспоминает этот момент с ностальгией, тоской по прошлому. Эпитет «нетерпеливое ожидание» в предложении 45 показывает взбудораженное состояние мальчишки, впервые пришедшего на ночную рыбалку: ему очень хотелось как можно быстрее поймать свою первую добычу. Казалось, сердце уже стучит в висках и готово вот-вот вырваться наружу, а поплавок все еще не подает никаких признаков улова. Прошло всего лишь несколько минут, но они были очень мучительны, ведь ребенок по своей природе нетерпелив и еще не имел жизненного опыта чего-то ждать.


В предложении 66 эпитет «младенческий восторг» показывает небывалый азарт рыбаков, их увлеченность ловлей раков: даже опытный старик Емельян Иванович под впечатлением происходящего забыл про возраст и чувствовал то же самое, что и его маленький помощник. Эпитет «чудовищные имена» в этом же предложении показывает неистощимую фантазию и искрометный юмор участников рыбалки, их упоенность своим занятием, удовольствие от процесса. Эпитет «рьяные рыболовы» в предложении 67 подчеркивает азарт, восторг двух людей, буквально опьяненных происходящим. «Необычное бодрствование» в столь поздний час вносило особенную лепту в занятие ловлей, поскольку все казалось сейчас чем-то необыкновенно важным, неповторимым. В предложении 68 эпитеты «странное, неподвижное очарование» передают завороженность мальчика, его состояние в моменте, погруженность, полное слияние со всем происходящим. Что-то «стройное», «прекрасное» и «нежное» родилось у мальчика в душе, он наполнился необыкновенной гармонией и счастьем (предложение 70).

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что эпитеты действительно обогащают выразительность высказывания, уточняют его смысл, передают обстановку и чувства героев. С помощью эпитетов читатель узнает много дополнительной информации, понимает эмоции действующих лиц и их состояние.




Вариант 17 - сочинения 13.2. и 13.3.:

  • 13.2. «На меня нашло то странное, неподвижное очарование тишины, которое испытываешь только в самом раннем детстве» (по тексту А.И. Куприна)
  • 13.3. «Что дарят человеку детские годы?» (по тексту А.И. Куприна)