13.1. «К эмоционально-оценочным относятся слова, которые связаны с выражением какого-либо чувства, отношения к человеку, оценки предмета речи, ситуации общения» В.Д. Черняк (по тексту В.Г. Короленко)


Известный лингвист Валентина Даниловна Черняк утверждала о том, что к эмоционально-оценочным относятся слова, которые связаны с выражением какого-либо чувства, отношения к человеку, оценки предмета речи, ситуации общения. С ее словами невозможно не согласиться: действительно, слова, выражающие какие-либо чувства, выражают оценку к героям или ситуации.

В тексте Владимира Галактионовича Короленко используется много эмоционально-окрашенных слов, с помощью автор выражает отношение к происходящему. Он делится прекрасными переживаниями, связанными с детскими годами.

Так, например, в предложении 9 писатель использует эмоционально-окрашенные слова «мелюзгой» и «рыбешки», которые воспроизводят радостную картину катания. Шум, толкотня, хохот, веселье – народу так много, что яблоку негде упасть. Помимо этого здесь очевидно отношение подростка к происходящему: сам он ощущает себя взрослым, хитрым, способным вовремя скрыться от преследователей, в отличие от учеников младших классов – «мелюзги». Степенные строгие учителя катаются «неуклюже»: то ли дело они, озорные юные мальчишки!

Немец Глюк обладает «небольшой фигуркой», он весьма неуверенно держится на льду, чем вызывает хохот своих воспитанников (предложение 13). «Бедный немец» «ухает» в реку, тяжелая шуба распахивается как парус (предложение 14). Эмоционально-окрашенное слово «бедный» показывает, что мальчишкам было все-таки жаль своего учителя, несмотря на то, что его умение кататься провоцировало смех.


Автор неспроста использует слово «ухает», выражающее то, что немец упал с шумом, неожиданно для себя и окружающих. Подростки ощущают себя хозяевами катка, чувствуют себя как никогда уверенно и отчасти дерзко. Ни малыши, ни «неуклюжие» учителя не могут за ними угнаться, поэтому гимназисты расшалились так, что не захотели возвращаться с речки даже с наступлением темноты. Белая гладь трескается и «стонет», то есть скрежещет под железом, не выдержав напора десятков ног, обутых в коньки (предложение 30).

Описывая прекрасную таинственную незнакомку, писатель также включает слова с эмоциональной окраской, для того, чтобы показать восхищение юнцов. Тот мальчик, которому удалось прорваться сквозь толпу жаждущих подать девушке кресло – «счастливейший» (предложение 23). Остальные – «соперники», потому как являются претендентами на благосклонность прекрасной дамы. Описывая ее, автор использует слово «головка» – то есть изящная, нежная, прелестная, хрупкая (предложение 24). Она так нежна, что «уткнулась» в муфту, пытаясь спрятаться от морозного ветра.

Ее страх на катке вызывает у героя уже не смех, а восхищение, поскольку он считает, что такое прекрасное создание не может себя вести как-то по-другому.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что эмоционально-оценочные слова действительно связаны с выражением какого-либо чувства, отношения к человеку, оценки предмета речи, ситуации общения.




Вариант 20 - сочинения 13.2. и 13.3.:

  • 13.2. «Теперь, когда я вспоминаю первые два-три года своего учения в ровенской гимназии и спрашиваю себя, что там было в то время наиболее светлого и здорового, то ответ у меня один: толпа товарищей, интересная война с начальством и – пруды, пруды…» (по тексту В.Г. Короленко)
  • 13.3. Какую роль в жизни человека играют воспоминания? (по тексту В.Г. Короленко)