13.3. Какую роль в жизни человека играют воспоминания? (по тексту В.Г. Короленко)


Воспоминания – это те события, которые произвели на человека особенно большое впечатление, оставили неизгладимый след в жизни. Воспоминания играют в жизни человека большую роль, ведь он постоянно обращается к ним и сравнивает текущие события с теми, которые уже ушли и остались лишь в его памяти. Воспоминая могут приносить как радость, так и боль, как сожаление о случившемся, так и сладкую ностальгию и печаль от невозможности пережить снова утраченные мгновения.

Примеры того, какую роль в жизни человека играют воспоминания, представлены в тексте Владимира Галактионовича Короленко.

Автор с ностальгией и «особенной признательностью» вспоминает широкие пруды, где он, мальчишка-гимназист, катался на коньках вместе с школьными товарищами почти до самой ночи. Юнца не только невероятно захватывала атмосфера веселья в процессе катания, но и впечатляла зимняя природа. Полумрак, лунный свет, заснеженные деревья, блестящий лед – все это, казалось, окутывало какой-то особенной романтической, таинственной аурой. Обманчивый лунный свет как будто выступал соучастником мальчишеских проделок, помогал скрыться от строгого инспектора, пытающегося отправить запоздалых конькобежцев с катка в теплые дротуары (предложения 34-35). Это было весьма захватывающе – скрываться от преследователей, перебегая по опасной речке с тонким льдом на другой пруд при свете полумрака (предложения 40-41).


Примеры того, какую роль в жизни человека играют воспоминания, представлены на страницах книг художественной литературы. Так, например, в произведении великого классика Льва Николаевича Толстого описываются детские воспоминания десятилетнего Николеньки.

Герой с нежностью и благодарностью вспоминает свою маму, которую он потерял в раннем детстве. Эта женщина была благородна, образованна, она обладала прекрасным характером. Мать прививала ребенку любовь к литературе, к языкам, к музыке, учила его добру собственным примером: нередко она опаздывала на ужин, потому что нужно было кому-то помочь. Николенька любил засыпать в уютном кресле в нежных объятиях маменьки, слушая ее сказки.

О доброй старой нянюшке Наталье Савишне Николенька также вспоминает с любовью, восхищаясь ее преданностью своей семье, заботой и безграничным терпением к его детским шалостям.

Воспоминания об отце, увы, не столь радужны: это был вздорный человек, часто грубый и вспыльчивый. К людям ниже себя по сословию он относился с брезгливостью и предубеждением, любил кутить и влезать в долги, растрачивая приданое своей супруги.

Ребенок понял на примере своих родителей, что хорошо, а что – не очень, он впитал ценности, которыми руководствовался в течение последующей жизни.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что воспоминания играют в жизни человека большую роль, поскольку помогают ему сформировать отношение к жизненным ценностям и мировоззрение в целом. Вспоминая, человек вновь переживает ушедшие эмоции, многое осознает и совершенствуется духовно.




Вариант 20 - сочинения 13.1. и 13.2.:

  • 13.1. «К эмоционально-оценочным относятся слова, которые связаны с выражением какого-либо чувства, отношения к человеку, оценки предмета речи, ситуации общения» В.Д. Черняк (по тексту В.Г. Короленко)
  • 13.2. «Теперь, когда я вспоминаю первые два-три года своего учения в ровенской гимназии и спрашиваю себя, что там было в то время наиболее светлого и здорового, то ответ у меня один: толпа товарищей, интересная война с начальством и – пруды, пруды…» (по тексту В.Г. Короленко)