13.1. «Каждое отдельно взятое слово не является словом художественным. Оно получает свой художественный облик лишь в известном сочетании с другими словами. Это прежде всего сочетания смыслов» Н.А. Заболоцкий (по тексту А.П. Чехова)


Известный поэт Николай Алексеевич Заболоцкий утверждал, что «каждое отдельно взятое слово не является словом художественным. Оно получает свой художественный облик лишь в известном сочетании с другими словами. Это, прежде всего, сочетания смыслов». С его высказыванием нельзя не согласиться: действительно, сами по себе слова – всего лишь слова, и только в сочетании с другими словами они получают какой-то образ, картинку.

Например, в предложении 36 автор использует слова «ужасно» и «приятно», которые по отдельности обозначают явления, противоположные по смыслу, а в словосочетании – новый художественный облик. «Ужасно приятно» – значит очень приятно, так, как бывает редко. В предложении 37 используются слова «черномазый», «болезненный», «мечтательно»: вместе они создают облик романтичного, мечтательного мальчика с астеническим, хрупким телосложением.

В предложении 28 слова «здоровых», «кукол», «цветом», «кудрявой» создают образ ангельской внешности маленького ребенка, которому интересна сама игра, а не денежное вознаграждение. В девочке нет корысти и самолюбия, она чиста и невинна. Мальчик Алеша «пухлый», «шаровидный», немного неуклюжий: этот малыш мало понимает в игре и находится с остальными детьми только потому, что его не отправляют спать (предложения 31-33). С помощью сочетаний отдельных слов создается художественный образ карапуза, радующегося возможности бодрствовать «как взрослый» в то время, когда его обычно укладывают в постель. В предложении 24 слова «острым», «умными», «блестящими» вырисовывают облик Ани, девочки весьма самолюбивой, подверженной нервозности. «Умный блеск» в глазах выдает ее сильную заинтересованность в игре, она сильно переживает, что проиграет кому-нибудь из младших и покажет себя слабее, чем они. Лицо ее меняется в процессе игры: она то «краснеет», то «бледнеет» и «зорко» следит за игроками.


Весьма интересны образы цифр: так, семерка у игроков стала «кочергой», одиннадцать – «палочками», девяносто – «дедушкой», а семьдесят семь – «Семеном Семенычем» (предложение 41). Обычные слова рождают образ, картинку через сходство очертаний цифр, а также методом ассоциаций. Дети смогли уловить эти сходства, и с удовольствием этим воспользовались.

Комбинируя слова, автор создает самые разные художественные образы: заливистой хохотушки, честолюбивой особы, мечтательного отрешенного романтика, азартного корыстолюбца, пухлого бестии. Дети разные по характеру и внешности, но одинаково азартны в игре. Им интересно, смешно и весело. У каждого из них есть свой интерес, не всегда связанный напрямую с деньгами.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что отдельно взятое слово действительно не является словом художественным, а получает свой художественный облик лишь в известном сочетании с другими словами. В тандеме с другими словами отдельное слово воспроизводит в сознании читателя яркую картинку, новый образ.




Вариант 19 - сочинения 13.2. и 13.3.:

  • 13.2. «Играют с азартом» (по тексту А.П. Чехова)
  • 13.3. Что дает человеку воображение? (по тексту А.П. Чехова)