13.3. Как в сердце человека зарождается любовь к родному языку? (по тексту И.С. Шмелева)


Любовь к родному языку – это теплое чувство к тому языку, на котором человек говорит с детства. Любовь к родному языку зарождается в раннем детстве, в тот момент, когда ребенок учится поизносить первые слова, а затем начинает самостоятельно их использовать в собственной речи. Постепенно его словарный запас расширяется по мере того, как он познает окружающий мир: слушает сказки, рассказанные взрослыми, поет песни, мотив которых слышит от людей, с которыми общается. Взрослея, человек все больше и больше привыкает к родному языку, у него зарождаются позитивные эмоции и приятные ассоциации.

В тексте русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева рассказывается о том, как обычный маляр, работая в семье, где росли озорные мальчишки, сам того не подозревая, смог им привить любовь к родному языку. Он был полуграмотным, простым человеком из народа, но это не мешало ему любить родной язык и петь на нем народные песни. В тот момент, когда он пел, протяжно вытягивая слова, его работа спорилась, а душа трепетала от свободы и счастья (предложения 6-9). Его песня, казалось, лилась из самой глубины сердца – настолько легко и свободно звучала она, когда маляр брался за стамеску.

Песня сразу же покорила сердца двух озорных мальчишек, им поскорее хотелось узнать ее продолжение, но мастер не спешил пропеть остальные слова. После проделок мальчишек маляр с ними подружился, и тогда спел для них всю песню целиком, к всеобщему восторгу (предложение 42). Таким образом, маляр прививал мальчикам любовь к родному языку, к старинным русским напевам. Мальчишки вдумались в смысл этой тоскливой, загадочной песни, и нашли много ассоциаций с характером ее исполнителя, они начали искать глубинный смысл слов родного языка.


Примеры того, как в сердце человека зарождается любовь к родному языку, представлены на страницах многих художественных произведений. Так, например, в повести Максима Горького «Детство» рассказывается о том, как будущий писатель впитал любовь к родному языку, благодаря своей бабушке Акулине. Бабушка знала много занимательных историй про лешиев, русалок и домовых, пела старинные русские народные песни. Она заразила внука любовью к фольклору и русскому слову, открыла перед ним целый мир, полный таинства и волшебства.

Юный Горький рано обучился грамоте и с тех пор все свободное время проводил за книгой. Книга была его единственным утешением в мире «свинцовых мерзостей», она вела его к добру и к лучшей жизни. Любовь к родному слову вела будущего писателя к творчеству и раскрытию таланта на литературном поприще, к милосердию и состраданию, к альтруизму. Благодаря любви к родному языку Горький стал обладателем мировой славы, получил звание писателя мирового уровня.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что любовь к родному языку зарождается в раннем детстве. Сказки, песни, истории про сверхъестественных существ, которые слышит ребенок, прививают ему любовь к родному слову и развивают его таланты.




Вариант 35 - сочинения 13.1. и 13.2.:

  • 13.1. «Разговорным словам свойственна известная свобода, непринужденность выражения мыслей, эмоций» – Ю.А. Бельчиков (по тексту И.С. Шмелева)
  • 13.2. «Тогда на крыше сеней в ворковании сизых голубков, в унылых звуках маляровой песни приоткрылся мне новый мир – ласковой и суровой природы русской, в котором душа тоскует и ждет чего-то» (по тексту И.С. Шмелева)