13.2. «Тогда на крыше сеней в ворковании сизых голубков, в унылых звуках маляровой песни приоткрылся мне новый мир – ласковой и суровой природы русской, в котором душа тоскует и ждет чего-то» (по тексту И.С. Шмелева)


В приведенном отрывке автор показывает, как песня маляра помогла постигнуть мир исконно русской природы, наполниться чувством свободы, искренности, душевности. Природа русской души такова, что редко удовлетворена существующим порядком, она вечно в поиске открытий, чего-то неизведанного, нового. Русская душа – загадка, нечто непостижимое, и ее тоска – это печаль по чему-то неуловимому, глубокому, настоящему, однажды утраченному в современных реалиях жизни.

Автор рассказывает о двух озорных, чрезвычайно подвижных мальчишках, привыкших шалить и проказничать, проживая в родительском доме в сытости и ласке. Они не знают тревог и не задумываются о смысле жизни, им неведома тоска, душевное томление. Действие происходит в современном мире, весьма далеком от реалий старины. Пришедшего к ним маляра мальчики поначалу воспринимают как обычного работника, простого служащего, который выполняет полагающиеся ему обязанности и вносит комфорт в привычное существование.

Услышав от маляра незнакомую, странноватую песню, с вычурным говором, мальчишки невольно ею заинтересовались. Все в ней было непривычно и странно – и слова, и мотив, и особенный колорит, который исходил от этой песни и рождал в душе много новых ощущений и эмоций. Мастер пел про темный лес, про гнетущую тоску, про доброго молодца, которого почему-то угнали «в дальнюю сторонушку» (предложение 42). Ребята проявили любопытство, им было непонятно, почему и кто мог лишить «доброго молодца» его свободы, отчего действие происходило в темном лесу при странных обстоятельствах.


Заунывная песня воздействовала жалостливо, пробирая до глубины души, непривычный акцент с просторечиями привлекал особенное внимание и рождал все большее любопытство. Мальчики, как загипнотизированные, были погружены в странную, душевную, тоскливую атмосферу, они как будто бы попали в чужой, до сих пор неведомый им мир (предложение 47).

Их любопытство росло, и они попросили маляра спеть еще им какие-нибудь похожие песни, с помощью которых они выбирались из привычных, будничных, надоедливых реалий и погружались в сказочный мир неведомой старины. Постепенно они полюбили исконно русские старинные образы, прониклись их душевностью, особенным взглядом на мир. Мальчики стали сопоставлять смысл песни и характер ее исполнителя, заинтересовались его судьбой и душевными качествами. Теперь образ исконно русского у них прочно ассоциировался с этим человеком, он был им интересен, потому что нес с собой что-то новое и одновременно что-то родное. Недавние шалуны присмирели, стали более вдумчивыми, они открыли для себя ласковый и суровый мир русской природы (предложение 47). Мальчики стали более искренними и спокойными, более милосердными и чистыми душой.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что мальчики, слушая песню маляра, открыли для себя новый мир исконно русского, искреннего, свободного. Они постигли качества, присущие русской душе, произвели в себе переосмысление привычных ценностей.




Вариант 35 - сочинения 13.1. и 13.3.:

  • 13.1. «Разговорным словам свойственна известная свобода, непринужденность выражения мыслей, эмоций» – Ю.А. Бельчиков (по тексту И.С. Шмелева)
  • 13.3. Как в сердце человека зарождается любовь к родному языку? (по тексту И.С. Шмелева)