Как вы понимаете значение слова храбрость? (по тексту А.П. Маресьев)


Под храбростью можно понимать такую черту, которая основана на смелости и решительности в преодолении препятствий и принятии трудных решений. В чем же проявляется храбрость? В совершении по-настоящему смелых поступков, находясь в условиях опасности, в стремлении помочь другим людям и поддержать их, в борьбе с опасностями и трудными жизненными ситуациями, связанными не только с собой, но и с окружающими людьми, в преодолении страха и малодушия. Чтобы убедиться в этой позиции, можно обратиться к тексту А.П. Маресьева и к читательскому опыту.

В тексте А.П. Маресьева показана смелость семиклассницы Сазоновой, которая бросилась разнимать четырех мальчиков, участвующих в драке. Когда три мальчика напали на четвертого и начали избивать его, именно девочка «кинулась разнимать драку». В тексте подчеркнуто, что Сазонова не могла смотреть, как «трое колотят одного». Рассказчик рассуждает над тем, что девочка бросилась на защиту того, на кого напали, думая, прежде всего, о своей спасательной цели, а не о возможных плачевных для нее последствиях. Ей будто было все равно на то, что в ходе драки она могла получить «и синяки, и ссадины». Рассказчик неслучайно называет случившуюся в классе драку «безобразной» (предложение 10) и «отвратительной» (предложение 11), он подчеркивает необходимость вмешаться в эту жестокость. Поэтому Сазонова, которая была единственным человеком, правильно отреагировавшим на драку, считается рассказчиком по-настоящему храбрым человеком. На это указывает и то, что она, согласно предложению 34, вела себя совершенно обыденно, а не стала хвалиться своим поступком, не стала противопоставлять себя другим ребятам, которые никак не попытались остановить драку, она не чувствовала себя героем, потому что знала, что сделала то, что должна была сделать.


О том, в чем проявляется храбрость, заставляет задуматься и повесть Е.В. Мурашовой «Класс коррекции». Когда Стеша оказывается похищена старшеклассниками, храбрость проявляют ее одноклассники. Пока весь педагогический коллектив гимназии, кроме учителя географии Сергея Анатольевича, решил не вмешиваться в данную ситуацию, ученики коррекционного класса придумали такой план: «Соберем всех – будем воевать. Нельзя им Стешу отдать». Храбрость проявили и Маринка, которая тогда болела, и Витька, которая пришла на помощь, держа на руках семимесячную Милку, и Мишаня, у которого были проблемы и со слухом, и со зрением, и даже Юра Мальков, которому из-за осложнений на сердце врачи запретили передвигаться даже на инвалидной коляске. «Ешки» понимали, что их борьба против привыкших к вседозволенности и безнаказанности учеников «А»-класса и их богатых и влиятельных родителей могла обернуться для них большими проблемами, однако они не могли оставить в беде Стешу, которая нуждалась в помощи, поэтому они проявили готовность рискнуть всем, что у них было.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что храбрость проявляется в совершении смелых и жертвенных поступков, направленных на помощь окружающим людям, несмотря на опасности, страх и риски.




Вариант 18 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Риторический вопрос ставится не с целью получить ответ, а для того чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению» - учебник русского языка (по тексту А.П. Маресьев)
  • 9.2. «Вмешаться в драку и защитить слабого – что это? По-моему, это проявление храбрости» (по тексту А.П. Маресьев)