«Риторический вопрос ставится не с целью получить ответ, а для того чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению» - учебник русского языка (по тексту А.П. Маресьев)


В одном из учебников русского языка есть следующее высказывание: «Риторический вопрос ставится не с целью получить ответ, а для того чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению». О чем же здесь говорится? Попробуем раскрыть смысл данного утверждения.

Под риторическим вопросом принято понимать вопрос, который не требует ответа. Это утверждение или отрицание, сделанное в форме вопроса. Вопросительной является только форма, в таком предложении содержание, однако, вопросом не является. Риторические вопросы часто используются в художественных произведениях, являясь ярким синтаксическим средством выразительности. Риторические вопросы используются с целью усилить эмоциональное воздействие на читателя. Основной функцией риторического вопроса является привлечение внимания читателей к определенной мысли или идеи. Можно в этом убедиться, обратившись к тексту А.П. Маресьева.


Во-первых, проанализируем предложения 1-7. В данном фрагменте текста насчитывается 5 риторических вопросов. Рассказчик думает о том, «как воспитать сильную волю, как выработать твердый характер, как стать мужественным и бесстрашным», как проследить «крепнет ли у тебя воля, вырабатывается ли характер». Рассказчик, рассуждая о тренировке тела с помощью физических упражнений, вопрошает: «Но как быть с характером? Где они, те упражнения, которые могут закалить его? Да и есть ли такие?». Однако рассказчик не требует от читателей ответа на эти вопросы. Предложение 8, следующее за всем этим фрагментом текста, выглядит таким образом: «Размышляя обо всем этом, я <…>». С помощью риторических вопросов А.П. Маресьев обращает читательское внимание на то, о чем в тексте пойдет речь, на что нужно обратить свое внимание при прочтении. Посредством риторических вопросов автор выражает важную мысль: характер, силу воли нельзя натренировать так же, как свое тело, используя физические упражнения, от которых «твердеют» бицепсы.

Во-вторых, рассмотрим предложения 23-27. В данном фрагменте текста насчитывается 4 риторических вопросов. Рассуждая о случившейся в школе драке и о виновных в ней, рассказчик задается вопросом: «Почему, собственно, виноваты только трое? А остальные?». Он удивляется реакции большинство учеников, вопрошая: «Почему же они допустили это? Почему не вмешались?». Риторические вопросы помогают автору усилить эмоциональное воздействие на читателя, заставляя задуматься над трусостью и малодушием большинства ребят, которые даже не предприняли попыток остановить насилие, происходящее у них на глазах. С помощью риторических вопросов выражается важная мысль: в драке виноваты не только те трое учеников, которые в качестве оппонента выбрали одного мальчика, но и те, кто просто смотрел на драку, ничего не делая для того, чтобы остановить ее.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о справедливости высказывания, гласящего о том, что риторические вопросы не нуждаются в получении ответа, что они используются для привлечения читательского внимания.




Вариант 18 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Вмешаться в драку и защитить слабого – что это? По-моему, это проявление храбрости» (по тексту А.П. Маресьев)
  • 9.3. Как вы понимаете значение слова храбрость? (по тексту А.П. Маресьев)