Как вы понимаете значение слова жестокость? (по тексту В.П. Астафьева)


Под жестокостью можно понимать совершение таких поступков, которые причиняют другому человеку или группе людей телесную или душевную боль и страдания, наносят вред здоровью или жизни. Нередко из-за неразвитой способности отличать добро от зла жестокостью обладают дети. В чем же проявляется детская жестокость? Еще не познав жизни, несерьезно и безответственно относясь к окружающему миру, дети порой совершают безжалостные поступки, которые оказывают негативное воздействие на кого-то. Дети нередко наносят телесные повреждения другим живым существам, приводят их к душевным терзаниям и моральным травмам. Чтобы убедиться в этой позиции, можно обратиться к тексту В.П. Астафьева и к читательскому опыту.

В тексте В.П. Астафьева показаны воспоминания рассказчика относительно своего жестокого поступка в юности. Герой признается, что около сорока лет назад он отправился в погоню за увиденной птицей, после чего он «захлестал ее сырым удилищем». Рассказчик отмечает, что тогда он был «несмышленным, азартным парнишкой», который был «слеп» «от погони, охотничьей страсти». Задумываясь о своем поступке, повзрослевший рассказчик приходит к следующему выводу: мальчишка, если от него убегать, «непременно бросится в погоню, разожжется в нем дикий азарт». Неслучайно в повествовании присутствует сравнение юного рассказчика с собакой, здесь выражена мысль о том, что в детстве герой еще не осознавал значительность окружающего мира, не понимал ответственности за собственные поступки. Автор показывает, что жестокость во многом была рождена отсутствием развитой способности оценивать желаемые поступки, из-за еще не до конца сформировавшихся в сознании человека нравственных понятий и принципов.


Проблема детской жестокости поднимается и в романе В.П. Крапивина «Кораблики, или «Помоги мне в пути»». Жестокость Кима Блескунова рождается из-за стремления самоутвердиться в компании ребят, из-за желания показать свою значительность и исключительность. Именно Ким Блескунов, обладая авторитетом среди ребят, призвал всех отправиться избивать Турунчика в качестве наказания за то, что он якобы рассказал о школьных проказах одноклассников. Автор показывает, что Ким Блескунов совершил жестокий поступок и призвал к жестокости других детей, даже не убедившись в правдивости своего убеждения. Жестокость рассказчика, который признается в том, что тогда он хотел принимать участие в «наказании» Турунчика, и других ребят, была рождена стремлением не выделяться из «толпы», нежеланием противоречить авторитетному Киму Блескунову и не совсем четким пониманием того, что есть хорошо и что есть плохо.

Таким образом, можно отметить, что из-за не до конца сформировавшегося мышления и мировоззрения дети нередко совершают жестокие поступки, которые проявляются в причинении зла окружающим живым существам, в нанесении им как телесных, так и душевных травм.




Вариант 26 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Яркие, выразительные сравнения придают речи особую поэтичность» - учебник русского языка
  • 9.2. «Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?» (по тексту В.П. Астафьева)