Как вы понимаете значение слова любознательность? (по тексту Д.А. Алавидзе)


Под любознательностью можно понимать стремление человека к познанию, заинтересованность человека в получении новых знаний об окружающем мире. В чем проявляется любознательность? В стремлении узнать о существующей действительности все, что уже известно человечеству, а также в желании совершить научное открытие, узнав об окружающем мире что-то новое, о чем до этого не было известно. Чтобы убедиться в этой позиции, можно обратиться к тексту Д.А. Алавидзе и к читательскому опыту.

В тексте Д.А. Алавидзе выражена мысль о том, что двигателем всех научных открытий является не что иное, как любопытство. Дедушка рассказчицы утверждает, что электричество изобрел не тот, кто «лучше всех умел вычислять», а тот, «кому было интересно, что произойдет, если эбонитовую палочку потереть шерстяной тряпочкой». Именно любопытство заставляет людей совершать научные открытия, узнавая, «зачем Марк Твен варил суп из барометра», «как долететь до Луны на пылесосе», «почему не падает Пизанская башня», «взлетит ли самолет с беговой дорожки», «как вскипятить чайник на Эвересте», и «как взвесить свою собственную голову». Читатель задумывается над тем, что рассказчица, которой было интересно узнавать новое, которая относилась к науке с «большим энтузиазмом», которой нравилось отвечать на вышеупомянутые вопросы при гостях, могла совершить какое-либо научное открытие, поскольку она обладала необходимой для этого любознательностью.


Проблема любознательности поднимается и в рассказе В.М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала». Любознательным можно назвать ученика восьмого класса Юрку, который хотел отучиться в медицинском институте и стать хирургом. В разговоре с представителем старшего поколения Наумом Евстигнеичем Юрка рассказывает о научных открытиях, которые были совершены любознательными людьми. Герой отмечает, что люди, которые летают в космос, чтобы его освоить, рано или поздно «сядут на Луну» и «долетят до Венеры», получив возможность раскрыть пока еще неизведанную человечеством информацию относительно того, есть там жизнь или нет. В.М. Шукшин не согласен с позицией Наума Евстигнеича, который сомневается в научном прогрессе, поэтому он помещает в повествование мысли о том, что любознательные люди в свое время научились бороться с чумой, придумали сорок уколов от ранее смертельного бешенства, получили знания относительно того, как лечить ранее неизлечимый туберкулез. В рассказе выражена мысль о том, что именно любознательность рождает у людей желание создать видеоприемник, с помощью которого можно будет «своих сыновей повидать прямо с печки», построить космический корабль, чтобы долететь на нем до Галактики, развить медицину так, чтобы люди жили по 100-110 лет.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что любознательность проявляется в стремлении человека к познанию окружающей действительности, в получении как уже имеющихся у человечества знаний, так и новой информации о существующей действительности.




Вариант 29 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться» - К.Г. Паустовский
  • 9.2. «– Ну ты же понимаешь, что даже в науке самое главное не это? Не задачки и не вычисления. – А что же тогда? – Любопытство» (по тексту Д.А. Алавидзе)