9.2. «…Ладно, - решил я, - пусть сам выбирает» (по тексту Ю.И. Коваля)


Смысл приведенной фразы из текста Ю.И. Коваля можно объяснить следующим образом: рассказчик, купивший клеста, увидев, что тот чувствует себя неважно и что он скучает по воле, решил дать птице свободу выбора. Рассказчик предоставил Капитану Клюквину право решать, остаться дома или улететь в лес на свободу. Рассказчик не хотел насильно держать птицу у себя в клетке, поэтому дал ей возможность самой выбрать, как ей жить дальше. Предложенная для анализа фраза подчеркивает актуальную проблему свободы выбора, через решение рассказчика автор высказывает мысль о том, что делать собственный выбор имеет право не только человек, но и птица, что каждое живое существо должно обладать правом выбора и свободой действий. Рассказчик не стал решать судьбу за клеста, он дал ему возможность самому сделать выбор. Приведенная фраза подчеркивает мысль о том, что дальнейшая жизнь Капитана Клюквина – не решение человека, а его собственное решение. Доказать данные рассуждения можно с помощью примеров из прочитанного текста.

В предложении №24 говорится о том, что у Капитана Клюквина был веселый характер. Далее рассказчик довольно подробно описывает веселое существование птицы. В предложении №37 указывается, что клест своеобразно подыгрывал игре рассказчика на гитаре. В предложениях №40-41 повествуется о том, что в конце марта клест «весь день дышал свежим воздухом, пел, клевал снег и сосульки», а также он пересвистывался с прилетающими на его пение синицами. В тексте показано, что первоначально рассказчик даже не задумывался о том, чтобы отпустить Капитана Клюквина на свободу, поскольку тот чувствовал себя весьма комфортно, живя у него дома.


Задумываться о том, что клеста стоит отпустить на свободу, рассказчик начал после того, как увидел, что «тепло подействовало на Капитана неважно». То, что клест сидел «с кислым видом» и мрачнел, прятал голову в плечи и бросал петь, когда к нему прилетали синицы, заставило рассказчика задуматься о том, что Капитан Клюквин несчастен, находясь в клетке. В предложениях №49 показано, что рассказчик задумался о том, чтобы отпустить Капитана Клюквина, еще серьезнее, когда клест «совсем захандрил». Единственное, что задерживало рассказчика, это мысли о том, что отпускать птицу слишком опасно, так как она могла отвыкнуть от леса из-за того, что долго сидела в клетке. В тексте показано, что рассказчик, взвесив все «за» и «против» относительно того, чтобы отпустить Капитана Клюквина, решил дать птице самой решать, как ей жить дальше. Рассказчик, открыв клетку, предложил клесту два варианта: остаться в доме или улететь в лес. Теперь дальнейшее существование зависело только от самой птицы.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что предложенная для анализа фраза из текста Ю.И. Коваля помогает выразить мысль о том, что каждое живое существо имеет право делать собственный выбор и быть свободным, делая дальнейшие жизненные шаги самостоятельно, ни от кого не завися.

С полным текстом Ю.И. Коваля можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 9 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Мастерство писателя проявляется в использовании всех богатств и возможностей языка» - Е.Н. Ширяев
  • 9.3. Как вы понимаете значение выражения нравственный выбор? (по тексту Ю.И. Коваля)