В чем, по-вашему, смысл высказывания Сатина: «Человек – вот правда!»? (по пьесе Горького «На дне»)


Многие фразы из пьесы М. Горького «На дне» стали афористичными. Таким является следующее высказывание, принадлежащее Сатину: «Человек – вот правда!». Какой же смысл заключен в этом утверждении?

Сатин высказывает следующую мысль: «Все – в человеке, все для человека!». Герой демонстрирует собственное понимание места человека в мире: человек является центром мироздания. Высказывание Сатина человекоцентрично.

Стоит отметить, что слова Сатина сближают его с позицией Луки, который также считал, что центром мироздания является не кто иной, как человек.

Несмотря на разное отношение к правде и лжи, Сатин защищает ушедшего из ночлежки Луку перед остальными жителями: «Старик – не шарлатан!». Сатин заметил, что именно Лука понял простую истину о том, что правда заключена в человеке. Лука обманывал не ради собственной выгоды, а для того чтобы помочь другим людям, поддержать их. Странник думал в первую очередь о человеке, который живет, по его мнению, «для лучшего».

Лука дает совет Ваське Пеплу уходить в Сибирь из лучших побуждений, желая помочь Наташе и спасти ее от жестокости сестры Василисы, он говорит ей уходить вместе с Васькой.


Желая помочь Актеру избавиться от склонности к алкоголю, которая мешает ему вернуться к хорошей жизни, Лука говорит ему о существовании специальных лечебниц для пьяниц.

Сатин рассуждает о Луке так: «Он врал... но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему...».

Автор показывает, что деятельность Луки направлена на человека. И в этом Лука схож с Сатиным, который на первый взгляд кажется равнодушным к другим людям, но на самом деле таким не является. Он говорит Актеру о том, что лечебницы, о которой твердил Лука, на самом деле не существует, не для того, чтобы причинить ему боль, а чтобы тот узнал правду и не тешил себя ложными надеждами и иллюзиями, которые точно не помогут ему выбраться со «дна» жизни.

Клещ, который весьма негативно относился к жителям ночлежки, в которой оказался, дает Сатину такую характеристику: «Ты умеешь не обижать».

Сатин хочет помочь Наташе, поэтому пытается остановить избиение, «отталкивая Василису» от сестры. Герой не боится стать свидетелем потасовки, наоборот, он зовет Луку туда, в пекло конфликта, а после убийства Костылева Васькой Пеплом он говорит ему звать его в свидетели, в то время как Лука уходит из ночлежки, так как он был беглым.

М. Горький показывает, что деятельность Сатина тоже направлена на человека. Этим он отличается от Бубнова, правда которого губительна для человека, в правде этого героя нет любви к человеку. Автор показывает, что деятельность Сатина и деятельность Луки разные, но они направлены на человека и «для человека». То, что два персонажа, высказывающие разные мнения относительно лжи и правды, имеют общее между собой, говорит о том, что М. Горькому было важно подчеркнуть мысль о том, что человек находится в центре мироздания. Фраза Сатина «Человек – вот правда» наполнена любовью к человеку.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему к финалу пьесы сближаются жизненные позиции Луки и Сатина? (по пьесе Горького «На дне»)
  • Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? (по пьесе Горького «На дне»)
  • Сатин - герой–идеолог или герой–резонёр? (по пьесе Горького «На дне»)
  • Чем особенно отвратителен автору мир Костылёвых? (по пьесе Горького «На дне»)