Что в комедии Чехова «Вишневый сад» кажется вам смешным, а что — грустным, и почему?


Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» характеризуется смешением смешного и грустного. Что же является смешным в произведении, а что – грустным?

Сам А.П. Чехов задумывался о написании «смешной пьесы, где бы черт ходил коромыслом». Драматург дал пьесе жанровое определение комедии. Автор, работая над драматическим произведением, делился своими впечатлениями: «Вся пьеса веселая, легкомысленная».

Комичными можно назвать большинство персонажей. Епиходов, которого справедливо называют «двадцатью двумя несчастьями», постоянно попадает в неловкие ситуации: он ломает кий в имении Раневской, опрокидывает стул, получает отказ от Дуняши, поскольку та влюбилась в Яшу из-за того, что тот бывал за границей. Дуняша, будучи горничной, воображает себя благородной барышней, пытаясь придерживаться манер высшего общества и все свое время уделяя не работе, а попытками устроить личную жизнь и самолюбованием. Симеонов-Пищик на протяжении всего повествования находится в поиске денежных средств, чтобы закрыть свои долги, которые не исчезают, а, наоборот, только увеличиваются, поскольку он не приспособлен к самостоятельной жизни. Гаев проедает свое состояние на леденцах, он постоянно думает о бильярде, он способен разговаривать со шкафом, даже собственные племянницы просят его помолчать.


Однако уже современники А.П. Чехова видели в пьесе «Вишневый сад» больше не комедию, а драму и даже трагедию. Известный режиссер К. Станиславский в письме к А.П. Чехову признавался: «Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. <…> для простого человека это трагедия…». Это доказывает, что в «Вишневом саду» достаточно много грустных моментов.

Несмотря на то что представители прошлого во многом представлены комически, и сам автор подчеркивал необратимость и неизбежность процесса вымирания «дворянских гнезд», в эпизоде прощания Раневской и Гаева с имением, с которым их связывает действительно многое, прослеживается настроение грусти. Сам образ Раневской весьма трагичен, поскольку на своем жизненном пути она встречается со смертью мужа, а затем с гибелью семилетнего сына Гриши, после этого она пытается найти гармонию с собой и счастье за границей, но там она расстается с возлюбленным, который ее «обобрал» и сошелся с другой женщиной.

Пьеса построена таким образом, что читатель ожидает чего-то трагичного. Такое настроение создается посредством звуковых образов: звук лопнувшей струны, который издается в первый раз как предзнаменование трагедии, и во второй раз как доказательство неизбежности трагедии; крик совы; музыка еврейского оркестра, которая в те времена играла только на похоронах; звук топора, который указывает на начало вырубки вишневого леса.

Но комичное и трагичное в чеховской пьесе невозможно отделить друг от друга. Так, диалоги между персонажами построены так, что один герой говорит об одном, другой – начинает разговор совершенно на другую тему, а третий – рассказывает ситуацию из собственной жизни. Такое общение между персонажами вызывает смех, однако на самом деле это – грустное явление, поскольку люди не обращают внимания друг на друга, пытаясь поделиться только собственными мыслями, не выслушав при этом других.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Как соотносятся судьбы героев комедии Чехова «Вишневый сад» и историческая судьба России?
  • Кто из героев комедии Чехова «Вишневый сад» вам наиболее интересен и почему?
  • Кого из персонажей комедии Чехова «Вишневый сад» можно считать «недотепой» и почему?
  • Как произведения Чехова отвечают на «вечные» вопросы русской литературы «кто виноват» и «что делать»? (по комедии «Вишневый сад»)