Как произведения Чехова отвечают на «вечные» вопросы русской литературы «кто виноват» и «что делать»? (по комедии «Вишневый сад»)


В написанной А.П. Чеховым пьесе «Вишневый сад» косвенно можно найти ответы на вопросы «кто виноват?» и «что делать?».

Центральным образов в чеховском драматическом произведении является имение с вишневым садом. Главными сюжетными компонентами становятся продажа и покупка имения. Вместо Раневской и Гаева его хозяином стал Лопахин. Кто же в этом виноват?

А.П. Чехов демонстрирует, что Раневская и Гаев не привыкли работать самостоятельно, они приспособились жить за счет чужой деятельности. Отмена крепостного права обнажила несостоятельность дворянского класса: они не способны к самостоятельной жизни. Имение Раневской и Гаева, которое долгое время принадлежало им и их семье, оказалось на торгах из-за долгов, поскольку помещики умели только тратить деньги, а не накапливать их. На это указывает то, что Раневская, находясь в тяжелом материальном положении, отдает золотой прохожему и устраивает бал в доме, а Гаев, как отмечается в повествовании, и вовсе проел свое состояние на леденцах.

Из этого следует, что в том, что помещики лишись имения с вишневым садом, виноваты они сами, поскольку Раневская и Гаев ничего не сделали для того, чтобы спасти имение. Но смотреть на данную ситуацию нужно шире: Раневская и Гаев не умели жить по-другому, потому что они с самого детства воспитывались в соответствии с помещичьими устоями. Виновата система, которая разделила людей на слуг и господ, которые ничего не умели делать собственным трудом.


В пьесе показано, что имение Раневской и Гаева продано, и выкупает его ни кто иной, как Лопахин. Этот представитель зарождающегося буржуазного мира принимает решение вырубить вишневый сад, тем самым уничтожив место, «прекрасней которого ничего нет на свете». Руководят Лопахиным стремления получать прибыть с построенных на месте вишневого сада дач, которые можно сдавать под аренду дачникам.

Через образы Ани и Пети Трофимова, которые понимают, что вырубка леса – необходимый шаг для развития российского общества, но все же не поддерживают решение Лопахина, выражая уверенность в том, что они «насадят новый сад», который будет лучше прежнего, автор выражает недовольство вырубкой вишневого сада, являющегося символом национального богатства.

Кто же виноват в вырубке сада, символизирующего всю Россию? Ответ тот же: система, которая долгое время ущемляла права таких, как Лопахин, которые, получив свободу после отмены крепостного права, были рады стать владельцами тех мест, где «дед и отец были рабами», которым даже не позволялось входить на кухню. Понятно желание Лопахина уничтожить то место, которое напоминает ему о рабском положении.

Ответ на вопрос «что делать?» связан с образами Пети Трофимова и Ани Раневской. Трофимов дает Ане совет не заниматься имением, оставить прежнюю жизнь, отказаться от того жизненного уклада, в соответствии с которым живет ее мать и другие помещики. Петя утверждает: «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, – вот цель и смысл нашей жизни». Он говорит о том, что «предчувствует счастье»: «Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать <…>». Аня уверенно говорит следующее: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». А.П. Чехов показывает, что гибель «дворянских гнезд» неизбежна и необратима, однако нужно сохранять связь с прошлым, на что указывает стремление Ани вновь «насадить» сад.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Как соотносятся судьбы героев комедии Чехова «Вишневый сад» и историческая судьба России?
  • Кто из героев комедии Чехова «Вишневый сад» вам наиболее интересен и почему?
  • Кого из персонажей комедии Чехова «Вишневый сад» можно считать «недотепой» и почему?
  • Что в комедии Чехова «Вишневый сад» кажется вам смешным, а что — грустным, и почему?